Вальхалла
От Hauptbahnhof Regensburg мы шли по Старому Реге…
- 11 марта 2015 Анатолий
- notf, Без категории, Мемориалы, Музеи, Мюнхен, Природа, Регенсбург, Реки, мосты
- Август, Арминий, БАВАРИЯ, Валхалла, Вотан, Галлия, Германия, Дунай, Людвиг I, Максимилиан I, Мюнхен, Наполеон, Наполеоновские войны, Один, Пантеон, Парфенон, Понтий Пилат, Публий Квинтилий Вар, Регенсбург, Римская империя, Священная Римская империя германской нации, битва в Тевтобургском лесу, валькирии, луг Терезы, херуски
Вальхалла
От Hauptbahnhof Regensburg мы шли по Старому Регенсбургу не спеша и довольно долго, разглядывая улицы, старинные дома, заглядывая в церкви. Яркое майское солнце освещало высокие остроконечные шпили собора, площади. Его лучи пробивались даже в ущелья узких улочек. На набережной Дуная возле древнего Каменного моста дымила печь сосисочной, его ровесницы. Небольшая наша компания разместилась на верхней палубе прогулочного катера. Постояв немного и набрав достаточно пассажиров, он плавно отошел от причала и направился вниз по течению реки.
Пятый прокуратор Иудеи Понтий Пилат служил Империи долго и преданно, а на закате жизни оказался в силу своей должности в центре событий, незаметных и незначительных, как виделось тогда, но совершенно изменивших пути мировой истории, что стало вполне очевидно только спустя некоторое время.
Примерно тридцатью годами ранее этих событий, сразу же за кончиной царя Ирода, в возмутившейся было Иудее энергично и решительно наводил порядок, предписанный законом Рима, чиновник иного уровня, пропреторский легат Сирии Публий Квинтилий Вар. Вся его карьера говорила о том, что он был в фаворе у императора Октавиана Августа. Его считали опытным и эффективным администратором, решительным и смелым военачальником. Шел за ним, правда, некоторый шлейф, этакий сквознячок: «пришел он бедным в богатую страну, а ушел богатым из бедной». Но право, кто без греха! Тёмен наш небосклон и лишь редкие звездочки тускло мерцают на нем в бесконечном пространстве. Словом, когда на вновь завоеванных землях восточнее Рейна, в Германии, понадобился опытный наместник, император послал туда Публия Квинтилия Вара.
Уже к 7 году до н.э. все земли от Рейна до Эльбы были покорены и обложены податью. В 5 году н.э. была основана римская провинция Германия, организованная аналогично остальным покоренным землям. Римские легионы зимой располагались в укрепленных лагерях возле Рейна или внутри провинции, а летом выдвигались в районы проживания германских племен для сбора налогов, призыва в римскую армию, разбора судебных дел, которые вели римские юристы по римским законам.
Германские племена уже не выказывали недовольства римской властью, не вели войн, жили вполне мирно. Они охотно торговали с переселенцами, поступали на службу в армию - там хорошо платили. Дети вождей завоеванных племен, как обычно, римлянами отбирались и отправлялись в Рим, где обучались латыни, грамоте и военным искусствам. Таким был Арминий - сын Сигимера, вождя одного из сильнейших германских племен - херусков. В Риме Арминий выучился, поучаствовал в нескольких походах, где отличился, заслужил римское гражданство и статус всадника. В 7 году н.э. сильный, накопивший военный опыт офицер римской армии встал во главе племени херусков. И вполне естественно, что новый наместник Публий Квинтилий Вар назначил его командиром подразделений, составленных из германцев, мало того, полностью доверился Арминию в военных и административных делах.
Осенью 9 года перед самым переходом из долины Везер, где стоял лагерь наместника, ближе к Рейну на зимние квартиры, были получены тревожные известия о возмущении одного из племен. Арминий посоветовал наместнику убить двух зайцев: сделать небольшой крюк, подавить мятеж и оттуда прямиком отправиться к Рейну.
Идти надо было не по военной привычной дороге, а по проселку через долину возле холма Калькризе, через лес, который значительно позже назовут Тевтобургским. Легионы еще не подошли к лесу, как хлынул сильный дождь, вмиг превративший сносную дорогу в сплошное месиво грязи. Три легиона, численностью более 20 тысяч солдат, растянулись вдоль дороги на несколько километров. За ними с трудом продвигался большой обоз. И в этот момент римляне подверглись неожиданному нападению германцев. Шедшие в колонне германские подразделения тут же примкнули к нападавшим, которые метали из-за деревьев свои легкие копья и мгновенно скрывались в тумане густого леса. Сомкнуть грозный пехотный строй римлянам не удавалось, так как не было места для маневра: слева от тропы круто уходил вверх склон лесистого холма, а недалеко справа начиналось болото. Но прекрасно выученные легионеры сумели сосредоточиться и возвести лагерь из повозок, где они и переночевали.
Утром Квинтилий Вар приказал двигаться дальше, несмотря на огромный риск, просто иного выхода не было. Римляне сожгли повозки и выступили дальше по той же дороге. Еще два дня продолжалось их медленное движение под постоянными атаками германцев, которых становилось все больше и больше: к Арминию стекались окрестные племена, поверившие в скорую победу. Туманным утром четвертого дня легионы наткнулись на непреодолимую преграду. Арминий оказался хорошим учеником. Он сумел построить мощный, высокий вал, преградивший дорогу. Легионы распались, солдаты стали разбегаться лесом, назад по дороге, становясь легкой добычей, сдаваться в плен. Наместник Рима Публий Квинтилий Вар и все его офицеры покончили с собой, бросившись на мечи, как было принято в римской армии, чтобы не покрыть себя позором капитуляции перед варварами.
Это было сокрушительное поражение Рима, привыкшего к постоянным победам, к тому, что все земли и племена, в которые он направлял свои легионы, покорялись его могуществу без особого сопротивления. «Квинтилий Вар! Верни мне легионы!», восклицал Август и бился головой о косяк двери, услышав трагическую весть. До конца дней он отмечал трауром день, когда это случилось. Были набраны и посланы на Рейн, к границам Германии новые легионы, были укреплены крепости вдоль реки с целью предотвратить возможное вторжение германцев в Галлию и распространение там восстания.
В последующие годы в нескольких сражениях римлянам удалось разбить Арминия, но это не сломило силы германцев, а только устранило угрозу вторжения на левый берег Рейна. Однако два из трех легионных орлов Квинтилия Вара были отбиты, что дало возможность говорить об отмщении. После этого римские легионы были отозваны на левый берег Рейна и никогда уже больше не пытались завоевать Германию. В отличие от Галлии романизация практически не коснулась области ограниченной Рейном с запада, Эльбой с востока и Дунаем с юга.
В дальнейшем германские племена стали все больше и больше проникать на территории Рима и спустя несколько столетий сыграли основную роль в гибели Империи. Еще через несколько сот лет на развалинах Рима они создали свою Священную Римскую Империю германской нации, составленную из множества германских государств.
Прошло ровно 1800 лет со времени битвы в Тевтобургском лесу и снова из-за Рейна, из Галлии двинулись романские легионы, на этот раз под знаменами революционной Франции. Священная Римская Империя германской нации была разгромлена и распущена, в интересах завоевателей перекраивались границы немецких государств, создавались новые государства.
В этих условиях получили широкое распространение антинаполеоновские настроения, многие немцы, особенно молодые художники и поэты модного тогда направления романтизма, увидели в битве в Тевтобургском лесу символ победы над романским врагом. Тесно друживший со многими из них молодой кронпринц Баварии Людвиг испытывал эти же чувства. Тогда же он замыслил соорудить когда-нибудь Пантеон - храм славы выдающихся людей Германии.
Будучи вассалом Наполеона, король Баварии Максимилиан I вынужден был помогать Франции в её войнах с Пруссией и Австрией, а в 1812 году - направить тридцатитысячный Баварский корпус в Великую армию Наполеона, вторгшуюся в Россию.
(о судьбе Баварского корпуса см.
/karolinenplatts-myunhen-groza-1812-goda/ ).
Как только в Баварию пришли известия об уничтожении Великой армии и бегстве Наполеона из России, Максимилиан I (больше, вероятно, кронпринц Людвиг) предпринял усилия к тому, чтобы выйти из союза с Францией. К окончанию Битвы народов под Лейпцигом Баварская армия уже была готова настолько, чтобы предпринять активные действия против французских войск при их движении к Рейну и переправе через реку.
Закончились наполеоновские войны, относительный мир установился в Европе. Кронпринц Людвиг все это время не забывал об идее создания Пантеона, и уже ко времени его коронации в 1825 году были выполнены некоторые проектные работы, изготовлены бюсты. А в 1826 году было выбрано место для строительства: высокий берег Дуная примерно в 10 километрах от Регенсбурга - древней резиденции первых Баварских герцогов Агилольфингов, которые правили в VI - VIII веках и от которых ведут свою родословную Виттельсбахи. (Баварское народное право утверждало: «Герцогом всегда должен быть один из Агилольфингов, потому что так установили первые франкские короли»).
Строительство храма славы выдающихся людей, принадлежащих германской культуре, который получил название Вальхалла (Walhalla), было поручено придворному архитектору Людвига I Лео фон Кленце. Первый камень был положен 18 октября 1830 года, в 17- ю годовщину Битвы народов под Лейпцигом. Торжественное открытие зала состоялось ровно через 12 лет - 18 октября 1842 года.
Вальхалла (или Вальгалла, прагерманское Walhall - дворец павших) - в германо-скандинавской мифологии - дворец верховного бога Одина (прагерманское Wodanaz - Вотан) в Асгарде, небесном городе, в котором обитают боги - асы. Одину (Вотану) подчинены девы валькирии, которые по его указанию распределяют победы и поражения в битвах. Они доставляют в Вальхаллу героически павших в битве воинов, где они воскресают и продолжают свои вечные битвы, прерываясь только на обед во главе с Одином (Вотаном), состоящий из мёда, изобильно льющегося из вымени козы Хейдрун, и мяса вепря Сехримнира.
«И вечный бой,
Покой нам только снится!»
А. Блок
Построенный Людвигом I храм Вальхалла возвышается на высоком холме над широким течением Дуная, на самой южной границе завоевавшей независимость ещё в первые годы новой эры территории Германии. Гордо, смело и свободно смотрит он на юг, в сторону Рима. Внизу перед ним до самого горизонта простирается плодородная придунайская долина, а где-то там, далеко в синей дымке поднимаются к небу Альпы.
Чтобы попасть в храм, надо долго подниматься по нескольким широким каменным лестницам с отдыхом на больших, покрытых плитами площадках. Здание представляет из себя копию древнегреческого храма в стиле Парфенона Афинского с мощной колоннадой вдоль стен. Длина непосредственно здания храма Вальхалла - 45,5 метров, ширина 14 метров, высота 15,5 метров. На южном фризе здания изображены батальные сцены, на северном - аллегорические изображения германских государств.
В огромном зале храма выделяются многоуровневые напольные и настенные поверхности из разноцветного мрамора. Поражает сильно структурированное потолочное пространство с элементами германской мифологии, фриз с рельефами, изображающими сцены из ранней истории Германии, кариатиды, поддерживающие крышу. Вид и внутренняя отделка зала подчеркивают и утверждают достойное место Германии среди государств мира, её культуры в общемировой культуре и истории.
В зале ровными рядами вдоль стен установлены бюсты, в стены выше фриза вделаны мемориальные доски героев. Мемориальные доски посвящены тем историческим личностям, чьи портреты или хотя бы словесные описания не могли быть доступны.
Чьи же имена увековечены здесь? В храме славы можно увидеть имена выдающихся людей Германии за 1800 лет её истории, начиная с битвы в Тевтобургском лесу. Главным критерием изначально была принадлежность к германской культуре вне зависимости от страны, в которой жил и творил человек. Поэтому в зале можно увидеть имена немцев из Швейцарии, Швеции, Австрии, Чехии, Польши, Великобритании, Нидерландов, России, Литвы, Латвии, Эстонии. И совсем необязательно это должны были быть военные люди. Это могли быть и знаменитые поэты, писатели, художники, композиторы и инженеры, изобретатели и врачи, главы государств и политики, философы и ученые, монахи и иные клирики, мужчины и женщины - все, кто внес значительный вклад в общую копилку богатейшей германской культуры.
В момент открытия в зале было 96 бюстов и 64 мемориальные доски.
Сегодня тех, кто будет увековечен в Вальхалле, устанавливает правительство Баварии при том условии, что производится выбор только по истечении не менее 20-ти лет после кончины кандидата. Принцип «большое видится на расстоянии» выдерживается строго. Никакой регулярности при этом не существует. Разве возможен бюрократический подход и планирование регулярного, раз в год по пятницам, божественного озарения, появления гения или просто выдающегося человека?
Тем не менее, со времени открытия в зал добавлены 32 бюста и одна мемориальная доска. Таким образом, сегодня мы можем увидеть 193 памятных знака, среди которых прочитаем 12 женских имен.
На мемориальных досках увидим имена: Арминий - освободитель Германии, Аларих - король вестготов, Альфред Великий - первый король Англии, Беда Достопочтенный - монах и историк, Елизавета Венгерская - святая, венгерская принцесса, Герард фон Риле - архитектор Кёльнского собора, Карл Великий - основатель Священной Римской империи, Оттон I Виттельсбах - герцог Баварии, Трое мужчин - легендарные основатели Швейцарской конфедерации, Вульфила - епископ готов, миссионер и переводчик Библии, Петер Хенляйн - изобретатель часов, Хильдегарда Бингенская - монахиня, автор мистических трудов, Вольфрам фон Эшенбах - рыцарь, миннезингер и поэт и многие другие.
Бюсты установлены в зале рядами в хронологическом порядке, начиная с Генриха I Птицелова - герцога Саксонии и короля германцев, родившегося в 876 году. Здесь можно увидеть бюсты Конрада Аденауэра - первого канцлера ФРГ, Иоганна Себастьяна Баха - композитора, Людвига ван Бетховена - композитора, Отто фон Бисмарка - канцлера Германской империи, Гебхарда Леберехта фон Блюхера - генерал - фельдмаршала Пруссии, Альбрехта Дюрера - гравера и живописца, Антона ван Дейка - фламандского живописца, Эразма Роттердамского - голландского гуманиста, Альберта Эйнштейна - физика, Фридриха I Барбаросса - императора Священной Римской империи, Фридриха II Великого - короля Пруссии, Якоба Фуггера - банкира из Аугсбурга, Иоганна Гуттенберга - изобретателя книгопечатания, Иоганна Вольфганга фон Гёте - поэта и ученого, Альбрехта фон Галлера - швейцарского анатома и физиолога, Уильяма Гершеля - английского астронома немца по происхождению, Иммануила Канта - философа, Иоганна Кеплера - математика и астронома, Николая Коперника - польско-немецкого астронома, Мартина Лютера - лидера немецкой Реформации и переводчика Библии на немецкий, Йозефа Радецкого - австрийского военачальника, Фридриха Шиллера - поэта, Альбрехта фон Валленштайна - герцога и военачальника во времена Тридцатилетней войны и многих других знаменитых людей.
Внимательно рассмотрите среди бюстов период XVIII - начало XIX века. Вы увидите в этих рядах четырех представителей России : Екатерина II Алексеевна Великая, урожденная София Августа Фредерика Ангальт-Цербстская (Sophie Auguste Friederike von Anhalt-Zerbst-Dornburg) - императрица всероссийская, Иоганн Буркхардт Христоф Миних - русский фельдмаршал, Иван Иванович Дибич-Забалканский - граф российский фельдмаршал, Михаил Богданович Барклай де Толли - русский фельдмаршал.
Основатель Пантеона Вальхалла король Баварии Людвиг I был удостоен скульптуры.
Среди прочих в последние годы установлены бюсты участников немецкого Сопротивления во время Второй мировой войны: Софи Шолль - мюнхенской студентки, казненной нацистами, Гельмута Йозефа фон Мольтке - юриста. Установлена также отдельная мемориальная доска в честь борцов Германского Сопротивления против нацистов. Мучителен, тяжел и долог путь отрезвления, осознания и избавления. Германия его прошла. Остается только молиться за то, чтобы иным странам и народам не пришлось повторить этот тяжелейший и трагичный путь, как бы их ни толкали на него преступные авантюристы.
Завершив строительство Вальхаллы, задуманное еще в начале века, король Людвиг I решил возвести аналогичный Зал славы в столице Баварии Мюнхене. Для этого было выбрано место на краю тогда еще загородного, но уже знаменитого своим фестивалем Oktoberfest, луга Терезы (Theresienwiese). Проект был разработан тем же Лео фон Кленце. Скульптор Людвиг Шванталер, литейщики Йоханн Баптист Штигльмайер и Фердинанд фон Миллер изготовили и установили огромную бронзовую статую «Бавария». Стройные ряды высоких колонн Зала славы (Ruhmeshalle) в неогреческом стиле появились позади статуи в 1853 году. На стенах зала были установлены ряды бюстов выдающихся людей - уроженцев Баварии.
(см. /myunhen-lug-terezy-theresienwiese/ )
Свое повествование мы начали с Понтия Пилата не просто так. Ряд авторов дают намеки и даже вполне определенные указания на его германское происхождение и принадлежность племени херусков. М.Булгаков в романе «Мастер и Маргарита» приводит их, что подчеркивает знакомство и даже некоторое родство Пилата с Воландом – Мефистофелем из «Фауста» Гёте, то есть представителем той же германской культуры.
Если судить по датам, Понтий Пилат вполне мог служить в римской коннице вместе с Арминием. В романе упомянута битва в 16 году в Идиставизо (Долине Дев), где будущий прокуратор командовал римской кавалерийской турмой (приблизительно взводом), сражаясь против своих соплеменников на стороне Империи. Это было одно из тех сражений, в которых римские легионеры тактически побеждали воинов Арминия, но в итоге все равно были вынуждены уйти за Рейн.
Как добраться до Пантеона Вальхалла.
От причала возле Каменного моста в Регенсбурге в период с 01 апреля по 22 октября ежедневно в 10.30 час и в 14.00 час отправляются пассажирские прогулочные катера. Билеты надо брать в оба конца, туда и обратно. До Пантеона Вальхалла около часа хода. Подъем к Пантеону по лестнице, осмотр зала, осмотр здания снаружи и спуск с холма вниз к берегу реки, к причалу занимает минимум 1 час 20 минут - 1 час 30 минут. К этому времени катер, на котором вы шли сюда и который ушел куда-то по своим делам, обычно возвращается, и вы можете подняться на борт и вернуться в Регенсбург. Если вы приехали с тяжелыми вещами (рюкзаки, чемоданы, детские самокаты, велосипеды), то чтобы не мучиться при подъеме, вы даже можете оставить их на катере.
Время работы Пантеона Вальхалла:
Доступ внутрь Зала славы открыт:
с 01 апреля по 30 сентября - с 09.00 час до 17.45 час.
с 01 октября по 31 октября - с 09.00 час до 16.45 час.
с 02 ноября по 31 марта - с 10.00 час до 11.45 час,
затем с 13.00 час до 16.45 час.
Города в статье
Похожие статьи
- 08/10/17 Анатолий
- Вместе с детьми, Все достопримечательности, Города, Дворцы, Замки, Музеи, Путешествия на выходные, Реки, Рекомендуем посмотреть
- Австрия, БАВАРИЯ, Дунай, Ингольштадт, Карл Теодор, Ландсхут, Нойбург-на-Дунае, Отто-Генрих, Пруссия, император Людвиг IV Баварский, император Максимилиан I, княжество Пфальц-Нойбург, король Максимилиан I Иосиф, король Фридрих II, курфюршество Пфальц
Обзор Замка Нойбург (Schloß Neuburg) — прогулка, история, фото, рекомендации
Замок Нойбург (Schloß Neuburg) расположился на высоком скалистом холме по правому берегу Дуная. Отсюда хорошо видна окружающая равнина, поля, перелески. Под северными стенами замка мчатся быстрые, мутные воды реки. С трех других сторон замок обступают кварталы ухоженных домиков под красными черепичными крышами, аккуратно расставленных вдоль чистеньких, мощеных камнем улочек современного города Нойбург-на-Дунае. Ворота замка Нойбург. Небольшой замок на этом холме появился еще в раннем средневековье при первых баварских герцогах династии Агилольфингов. В середине XIII века замком и окрестностями овладели Виттельсбахи. После многочисленного перекраивания и дележа наследства императора Людвига IV из рода Виттельсбах замок Нойбург (Schloß Neubur…
Читать дальше- 19/08/13 Анатолий
- notf, Бассейны, Без категории, Вместе с детьми, Все достопримечательности, Достопримечательности Мюнхена, Мюнхен, Озера, Рекомендуем посмотреть
- БАССЕЙНЫ, Мюнхен, михаэлибад
Бассейны в Мюнхене
Часть 2. Michaelibad. Мюнхенские бассейны. Купание в детской ванне. Народные купальни Мюллера (Müllersches Volksbad), скорее всего, могут быть названы банями. То есть, в них можно погреться, попариться в сауне, помыться в душе или ванной и поплескаться после этого в более прохладной воде бассейна. Однако сегодня в Мюнхене имеется большое число комплексов, которые кроме саун, джакузи и прочего, включают и довольно большие бассейны спортивного типа. По большому счету мюнхенские бассейны (Baden) делятся на крытые (Hallenbad) и открытые (Freibad). Открытые – это в мюнхенском понимании совсем не такие, как например, известный в прошлом московский открытый на метро «Кропоткинская», построенный в советские времена на месте взорванного Храма Христа…
Читать дальше«Загадка желания» в Пинакотеке современности
«Загадка желания: Моя мать, моя мать, моя мать» испанского художника Сальвадора Дали в Пинакотеке современности, в Мюнхене.
Читать дальше