В Нюрнбергском музее

Нюрнбергский Музей железных дорог интересен уже са…

В Нюрнбергском музее

Нюрнбергский Музей железных дорог интересен уже самой темой своей огромной экспозиции: историей железных дорог Германии. Интересно и то, как раскрывается эта тема.  Здесь можно увидеть подлинные документы, письма, чертежи, рисунки, масштабные макеты и модели технических устройств, подлинные экземпляры различных строительных и железнодорожных инструментов, рельс, элементов конструкции пути, настоящие вагоны и локомотивы и даже униформу железнодорожников Германии. Все экспонаты сгруппированы в хронологическом порядке и окружены различными предметами и фотографиями, казалось бы не относящимися непосредственно к раскрываемой теме, но создающими определенный антураж, «дух эпохи».

Развитие железнодорожной техники в начале XX  века представлено на фоне больших старинных фотографий вокзалов, городских улиц и выполненных в полный рост фотосилуэтов пассажиров, гимназистов и дам, телеграфистов и кассиров, одетых по моде того времени. Здесь же фото солидных мужчин в железнодорожной форме с обязательными маленькими «кайзеровскими» усиками с закрученными вверх кончиками.

В финале этого периода бурного развития техники - большое фото обыкновенного эшелона товарных вагонов. Но не товарами заполнены эти вагоны. Мы видим в них  молодых, крепких, веселых парней. Их пригласили на отличную прогулку. Август 1914 года, век только еще начинается, и солдаты в товарняке только еще едут на фронт.

Проходим несколько метров и как в машине времени попадаем в эпоху тридцатых – середины сороковых  годов. Здесь также множество фотографий, документов того периода окружают чисто технические экспонаты, рассказывающие о развитии и достижениях железнодорожного транспорта. В обыкновенной униформе железнодорожника появились знаки пришедшей к власти партии, форма принимает откровенно военный стиль. На витринах видны образцы оружия, карты разбухающего в процессе «собирания земель» и «воссоединения нации» Третьего Рейха. Много фотографий и документов, рассказывающих о рабском труде узников концлагерей, военнопленных  и насильно угнанных в Германию из оккупированных стран на строительстве, ремонте и восстановлении после бомбежек железных дорог. И наконец, весна 1945 года. Товарняки, мало чем отличающиеся от тех, которые мы видели на фото 1914 года, где-то на станции в предгорьях Альп. Но теперь они заполнены трупами заключенных концлагерей - те, кто устроил весь этот кошмар, пытаются уничтожить следы своих деяний.

radio 01 nurnberg
В Нюрнбергском музее. Радиоприемник VE301 фирмы «Telefunken»- прекрасный инструмент тотальной пропаганды.

Среди всего собранного в зале выделяется один скромный, не имеющий отношения к железной дороге экспонат: радиоприемник VE301 фирмы «Telefunken» - само совершенство радиотехники того времени, шедевр германской инженерной мысли.  Он был дешевым и доступным широким слоям населения и уже в начале тридцатых годов стал поистине народным радиоприемником, распространенным буквально повсюду. Здесь в музейном зале его встроили в центр большой фотографии митинга на площади парадов в Нюрнберге в 1935 году, как когда-то мудрецы из министерства народного просвещения встроили его в систему тотальной пропаганды. Получилась отличная машина. Стоящий у микрофона в радиостудии или на митинге вещает об исключительности, расовом превосходстве, необходимости территориального воссоединения нации господ, расширении Lebensraum – жизненного пространства. А те, кто находится возле радиоприемников по всей стране - каждый день с утра до вечера слушают и постепенно впитывают эти идеи, тем более, что зерна падают на подготовленную почву. И вот они уже стройными рядами под знаменами и «священными знаками» стоят на митингах. Вот уже громят несогласных, людей «недоразвитой нации», жгут книги.  И вот им в руки уже дают шмайсеры, сажают их на танки, в кабины самолетов.

radio 02 nurnberg
В Нюрнбергском музее. «Мы маршируем вместе!»

Начинается все это среди прочего и со скромных технических устройств, которые, конечно же, сами по себе ни в чем не виноваты. Важно, кто стоит у микрофонов, кто крутит ручки, нажимает кнопки, составляет программы.

Но заканчивается это одним – приговором!

«ПРИГОВОР МЕЖДУНАРОДНОГО ВОЕННОГО ТРИБУНАЛА»

- Нюрнберг -

(выдержки из констатирующей части)

 

«Нацистское правительство пыталось объединить народ для поддержки его политики путем усиленного использования пропаганды. В Германии был учрежден целый ряд официальных агентств, в обязанность которых входило осуществление контроля и оказание влияния на прессу, радио, кино, издательства и т. д. и надзор за развлечениями, искусством и культурой. Все эти официальные агентства были подчинены министерству народного просвещения и пропаганды, возглавлявшемуся Геббельсом, которое вместе с соответствующей организацией в НСДАП и с имперской палатой культуры несло полную ответственность за осуществление этого надзора. Подсудимый Розенберг играл ведущую роль в распространении национал-социалистских доктрин от имени партии, а подсудимый Фриче вместе с Геббельсом выполнял такую же задачу от имени государственных органов.

Особенно подчеркивалась высшая миссия германского народа — руководить и господствовать в силу его нордической крови и расовой чистоты, и таким образом была подготовлена почва к осуществлению идеи мирового господства.

В результате эффективного контроля над прессой и радио немецкий народ, начиная с 1933 года, был подвергнут сильнейшему воздействию пропаганды в пользу режима; и не только враждебная критика, но и всякая критика была запрещена. Независимые суждения, основанные на свободе мысли, стали совершенно невозможными.»

«ЗАХВАТ АВСТРИИ»

«Перед Трибуналом было выдвинуто утверждение, что аннексия Австрии была оправдана сильным стремлением к союзу между Австрией и Германией, которое высказывалось во многих кругах. Утверждалось также, что у этих народов было много общих черт, которые делали этот союз желательным, и что в результате цель была достигнута без кровопролития. Эти утверждения, даже если они являются правильными, фактически не существенны потому, что факты с определенностью доказывают, что методы, применявшиеся для достижения этой цели, были методами агрессора. Решающим фактором была военная мощь Германии, которая готова была вступить в действие в том случае, если бы она встретила какое-нибудь сопротивление. Более того, ни одно из этих соображений, как явствует из отчета Госсбаха о совещании 5 ноября 1937 г., не являлось мотивом действий Гитлера. Как раз наоборот — в этом документе подчеркивается прежде всего то преимущество, которое приобретает Германия в военном отношении в результате аннексии Австрии.»


Города в статье

Похожие статьи

Вечерняя прогулка по Нюрнбергу

Планируя поездку в города Франконии, мы решили начать с Нюрнберга, самого большого из них, негласной столицы этой исторической области на северо-западе Баварии. По железной дороге до него от Мюнхена всего-то около 170 км, по российским масштабам все равно, что на дачу на воскресенье съездить. Да при такой отличной организации работы общественного транспорта! Город встретил нас большой рекламой местного пива, одинаково приятного и полезного и старым и «малым». Вечерняя прогулка по Нюрнбергу. Реклама местного пива. «Veldensteiner – отведай, не оторвешся!» Настроившись увидеть в этом старинном городе сплошное средневековье, были удивлены архитектурой улицы Fürther Straße. Вечерняя прогулка по Нюрнбергу. Улица Fürther Straße. Вечерняя прогулка…

Читать дальше

Фольклорный фестиваль «Весна Парсберга» (Parsberger Frühling)

Замок Парсберг (Parsberg). По давней традиции в конце мая — начале июня на территории замка Парсберг (Parsberg) и городского парка проводится ежегодный фольклорный фестиваль «Весна Парсберга» (Parsberger Frühling). Главные пункты для больших и маленьких. Окрестные селения. «Räuber Lager» (Разбойничий лагерь). У стен замка появляется лагерь разбойников (Räuber Lager), роль которых исполняют местные жители, одетые по моде давно ушедших времен. С многочисленных лотков торгуют платьями старинной моды, рыцарскими доспехами. Моды средневековья. «А вот шляпки дамам и девицам!» Свистульки. Рыцарские доспехи! В биергартене рекой льется пиво из местных пивоварен. В биергартене. Местное пиво. Артиллерия разбойников. У ворот замка. Кругом слышна старин…

Читать дальше

Церковь Богоматери (Frauenkirchen) Нюрнберга

Восточную сторону Рыночной Площади Нюрнберга (Hauptmarkt) украшает великолепный фасад церкви Богоматери (Frauenkirche). Деньги на церковь кайзер Карл IV искал несколько лет, и только в 1358 году началось ее строительство «во славу имперской власти, в честь Матери Божьей и во спасение погибших», как писал кайзер. Он пригласил в качестве архитектора шваба Петера Парлера, построившего Домский собор в Праге. Церковь Богоматери (Frauenkirchen) Нюрнберга. Фасад церкви Богоматери. Богато украшенный фасад церкви всегда служил прекрасным фоном при проведении торжеств. Он оказался единственной частью здания, пережившей бомбардировки Второй мировой войны. Главная мысль фасада – почитание Марии. Она восседает в середине двойного портала в обрамлении св…

Читать дальше

О нас

Путеводитель по Мюнхену и другим городоам Баварии и Тироля от местных жителей для туристов и местных жителей - достопримечательности Мюнхена, события, музеи и интересные места, Мюнхен вместе с детьми и для компании.

Новости

Подпишитесь на нашу рассылку об интересных местах и событиях Мюнхена

Настройки


© MunchenGuide 2018 - Все права защищены

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.