Старая Пинакотека
Мюнхен. Старая Пинакотека. Главный вход с северной…
- 28 марта 2014 Анатолий
- notf, Без категории, Достопримечательности Мюнхена, Красиво, Музеи, Мюнхен, Рекомендуем посмотреть
- Картинные галереи, Лео фон Кленце, Людвиг I, СТАРАЯ ПИНАКОТЕКА
Старая Пинакотека
Король Баварии Людвиг I, будучи еще кронпринцем, сразу после избавления от Наполеона направил всю свою энергию на превращение Мюнхена в столицу его мечты, привлек для этого большое число художников, музыкантов, архитекторов. Их общими усилиями Мюнхен постепенно превращался в «Афины на Изаре» - образец неогреческого классицизма, вид которого будил мысли о величии и славе монарха, владеющего такой прекрасной столицей, величии его народа.
Но самые прекрасные образцы архитектуры могут оставаться холодным камнем, если не осенить их присутствием некой духовной составляющей в виде, например, сокровищницы произведений искусства мастеров различных стран и эпох, собранных поколениями коллекционеров – энтузиастов. Назвать же эту сокровищницу надо всенепременно как-нибудь этак необычно, непривычному уху даже вначале непонятно. Ну, например, «Пинакотека» (Pinakothek) - такой термин молодой король, увлеченно изучающий античность, нашел в рукописях древнеримского архитектора Виртуриуса.
В 1826 году главный архитектор короля Лео фон Кленце приступил к строительству большого здания в малонаселенном мюнхенском пригороде Maxvorstadt, чуть западнее главной строительной площадки на Людвигштрассе, за тогдашней городской чертой, на лугах (в точности, как открытая в 1819 году испанским королем Фердинандом VII в Мадриде галерея «Prado» - «луга» по-испански). Такое расположение нарушало традиции, согласно которым подобные собрания размещались, как правило, во дворцах владетельных особ, где наслаждаться их лицезрением мог очень ограниченный круг высшей аристократии, придворных, богатых людей, но никак не народ, чернь. В противовес этому и в соответствии с духом времени Людвиг I считал обязанностью просвещенного монарха приобщение народа к искусству, стремился продемонстрировать демократическую открытость, доступность. Вход в музей по воскресеньям долгое время был бесплатный.
Вместе со знаменитым архитектором в возведении здания для музея деятельное участие принимал первый директор галереи Иоганн Георг фон Диллис. В процессе их плодотворного сотрудничества были рождены и применены на практике многие новаторские идеи.
Структура здания, планировка внутренних помещений была выстроена с точки зрения его функционального назначения. Архитектор стремился избежать стереотипной помпезности, использовал стиль высокого Ренессанса, чтобы создать архитектурную форму, вмещающую произведения искусства в их исторической ретроспективе. Внутреннее пространство галереи было разделено на большие залы и небольшие, кабинетные помещения с изобильным дневным верхним светом, высвобождающим вертикальное пространство стен для картин и обеспечивающим неслепящее освещение. Выставочные залы Пинакотеки отличаются аскетизмом оформления, скупостью убранства. В них нет каких-либо декоративных элементов, скульптур, предметов старинной мебели, не относящихся к экспозиции и отвлекающих, рассеивающих внимание. Только живопись.
Вслед за Лувром было применено разделение экспозиции на «школы», периоды и страны, чтобы гарантировать объективный и справедливый показ достижений художников, которые работали в разное время и разных условиях. Уже тогда при строительстве были использованы стандарты сохранности, действующие и поныне: постоянные условия окружающей среды (температура, влажность), защита от пыли.
В 1836 году Пинакотека была торжественно открыта. Чем же заполнили все эти большие и удобные залы?
Огромное собрание живописных полотен уже долгое время ждало своего часа. Людвиг I вместе с короной унаследовал и все богатство, накопленное в течение столетий его предшественниками, представителями различных линий и ответвлений правящего рода Виттельсбах, размещенное в замках и дворцах Мюнхена, Шлайссхайма, Дахау.
Начало этой коллекции положили герцог Вильгельм IV и его супруга Якобея Баденская, которые в 1528 году решили украсить мюнхенскую Резиденцию циклом картин, рассказывающих о подвигах различных героев. Они хотели всего лишь развесить в залах дворца назидательные изображения, выражающие идеи морали. Однако именно этот цикл оказался стержнем последующего богатейшего собрания, а в дальнейшем и Пинакотеки.
В 1598 году каталог коллекции уже насчитывал 778 живописных картин.
Курфюрст Максимилиан I, правивший с 1597 по 1651 год, был одним из самых первых коллекционеров работ Альбрехта Дюрера и других немецких художников эпохи Ренессанса. Он целенаправленно заказывал картины у современного ему Питера Поля Рубенса.
Значительно расширилась коллекция в период правления Максимилиана II Эммануэля (1679 – 1726 годы). Некоторое время он был наместником в испанских Нидерландах и воспользовался этим для приобретения крупного частного собрания фламандских мастеров. Свыше тысячи картин собрал Макс II Эммануэль в Шлайссхаймском Новом замке.
Курфюрст Иоганн Вильгельм Пфальцский (1690 – 1716 годы) разместил в своем имении в Дюссельдорфе небольшую, но отборную коллекцию, включавшую шедевры Ван Дейка, Иорданса, Рембрандта.
В 1798 году курфюрст Карл Теодор (1777 – 1799 годы) переехав из Маннгейма в Мюнхен, забрал с собой и 758 картин, в основном голландских и фламандских художников XVII века.
Король Баварии Максмилиан I Иосиф (1799 – 1825 годы) также плодотворно занимался собирательством, добавив в коллекцию более двух тысяч картин. В 1806 году он унаследовал Дюссельдорфскую галерею, считавшуюся одной из самых великолепных в Европе, и передал её в Мюнхен.
Одним из результатов наполеоновской секуляризации церковного имущества 1803 года явилось существенное прибавление мюнхенской коллекции. В нее передали более 1500 картин.
Людвиг I в свою очередь внес значительный вклад в создание общего собрания приобретением итальянской, голландской живописи, коллекций Оттинген-Валлерштайна, Буассере.
В последующие годы, вплоть до настоящего времени, приобретались также множество значительных работ. Огромную помощь в деле расширения и обновления коллекции оказывали и оказывают в настоящее время различные финансовые предприятия Мюнхена.
Представленная в Пинакотеке огромная экспозиция включает в себя работы мастеров, созданные в период от Средневековья до примерно конца XVIII века. Она разбита на разделы:
- ранняя голландская живопись – плодотворный в художественном отношении период с середины XV века до двадцатых годов XVI века. Влияние двух северных провинций современной Бельгии – Фландрии и Брабанта – было в то время господствующим. В городах Брюгге, Генте, Брюсселе, Лувэне, Антверпене процветали торговля, ремесла и искусство. Рогиер ван-дер-Вейден, Деррик Боутс, Ганс Мемлинг, Жерар Давид, Иеронимус Босх, Андриан Изенбрант, Лука-ван-Лейден – вот имена авторов произведений этого раздела.
- немецкая живопись – это самая обширная коллекция немецкой живописи позднего периода готики и периода творчества Дюрера с XIV века до XVII века. Лучше всего представлены живописцы периода наибольшего расцвета немецкого искусства в XV – XVI веках. В их числе: Альбрехт Альтдорфер, Михаэль Пахер, Бартель Бехам, Альбрехт Дюрер, Лукас Кранах-старший, Ганс Буркмайер, Ганс Гольбейн-старший, Стефан Лохнер, Адам Эльшайнер, Иоганн Лисс, Питер де Витт, Георг Флегель.
- итальянская живопись - этот раздел невелик, но выделяется непревзойденным мастерством художников большого периода XIII – XVII веков: Леонардо да Винчи, Либерале да Верона, Антонелло да Мазина, Тициан, Тинторетто, Рафаэлло Санти, Джованни Батиста Тьеполо, Антонио Каналетто, Франческо Гварди, Джотто ди Бондоне, Сандро Боттичелли.
- голландская живопись. Бурное развитие голландской живописи последовало непосредственно за освобождением от испанского владычества протестантских провинций Нидерландов в самом начале XVII века, в период политического и экономического роста. Пинакотека располагает одной из самых больших коллекций голландского искусства в мире. Здесь можно увидеть работы художников: Рембрандт ван Рейн, ван дер Верфф, Ян Веникс, ван дер Неер, Абрахам Блоемерт, Питер Ластман, Якоб ван Рейсдаль, Франс фон Миерс, Эсаиас ван дер Вельд, Питер Ханс Заенридам, Франс Халс, Герард тер Борх, Иммануил де Витт
- фламандская живопись. Здесь представлено фламандское барокко XVII века. Центральное место занимает крупнейшая в мире коллекция картин Питера Поля Рубенса, состоящая в основном из тех, что были заказаны Рубенсу Максимилианом I и его шурином Вольфгангом Вильгельмом Пфальцским. Кроме того, в этом разделе можно увидеть картины Питера Брейгеля старшего, Яна Брейгеля старшего, Якоба Иорданса, Абрахама Янссенса, сэра Антони Ван Дейка, Адриана Браувера, Яна Сиберехтса
- испанская живопись. В самом малочисленном разделе выставлены только 22 картины. Однако здесь представлены все значительные матера, поэтому его можно считать полным: Бартоломе Эстебан Мурильо, Пантойя де ла Круз, Эль Греко, Диего Родригес де Сильва Веласкес, Хосе де Рибера, Франциск де Сурбаран.
- французская живопись. Баварские правители имели тесные политические связи с Францией, даже кровные узы. Однако французскую живопись они собирали на удивление мало, поэтому французский раздел немногочислен. Вот имена французских мастеров, чьё искусство представлено в Старой Пинакотеке: Франсуа Буше, Клод Лоррен, Себастьян Бордон, Николя Пуссэн, Мариус Квентин де ля Тур, Жан Батист Грез, Жак Луи Давид, Эсташ ле Сюр, Николя Ланкре, Жан Батист Жозеф Патер, Жан Оноре Фрагонар, Хьюберт Робер.
Первоначально посетители входили в Пинакотеку с восточной стороны здания по крыльцу, украшенному львами. При восстановлении в 1952 – 1957 годах сильно пострадавшего во время войны здания главный вход был организован со стороны северного фасада. Восточное крыльцо теперь используется для входа в залы специальных выставок, расположенные на первом этаже.
В ходе образования Королевства Бавария в самом начале XIX века была произведена административная реформа, в рамках которой учредили центральное административное управление - Баварское Государственное собрание картин (Bayerische Staatsgemäldesammlungen). Оно и поныне существует и плодотворно работает, заботясь о произведениях искусства, принадлежащих государству.
Огромное количество произведений живописи вынудило провести некоторую децентрализацию, организацию «галерей-филиалов», что сохраняется до сих пор.
После закладки в 1853 году королем Людвигом I Новой Пинакотеки уже действующая галерея получила название «Старая Пинакотека». Она стала ядром, вокруг которого постепенно был создан уникальный район Мюнхена, известный по многочисленным путеводителям как «Музейный квартал». В пределах шаговой доступности любителям искусства сегодня предоставлена возможность посетить большое число музеев и выставочных площадок:
- Старая Пинакотека – европейская живопись XIII – XVIII веков.
- Новая Пинакотека – европейская живопись и скульптура XVIII – XIX веков.
- Пинакотека современности – мировая живопись, скульптура и фотография XX – XXI веков, произведения дизайна, графики, архитектуры.
- Дворец Дюркхайм – Центр распространения искусств.
- Турецкие ворота – площадка для художественных выставок.
- Музей Брандхорста – частная коллекция современной живописи.
- Глиптотека – древнегреческая, римская и этрусская скульптура.
- Государственное античное собрание – древнегреческие, римские и этрусские вазы, ювелирное искусство, искусство малых форм.
- Городская галерея в доме Ленбаха (Ленбаххаус) – старая мюнхенская живопись, группы «Синий всадник» (В.Кандинский) и «Новая вещественность», мировая живопись и скульптура XX – XXI веков.
- Государственное графическое собрание – мировая графика от Ренессанса до современности.
- Музей копий классической скульптуры.
Как доехать до Старой Пинакотеки
Как можно заметить, на карте-схеме Музейного квартала станции U-bahn линии U2 – «Theresienstraße» и «Königsplatz» и линий U3/U6 – «Universität» и «Odeonsplatz» образуют трапецию, в фокусе которой хорошо видна Alte Pinakothek. От любой станции метро дойти к ней можно пешком минут за десять. Кроме того, в центр Музейного квартала можно доехать на автобусах №100 и №154, или трамваем №27.
Время работы Старой Пинакотеки
Вторник с 09.00 час. до 20.00 час.
Среда – воскресенье с 09.00 час. до 18.00 час.
Старая Пинакотека на карте
Города в статье
Похожие статьи
- 07/05/12 Кирилл
- notf, Без категории, Достопримечательности Мюнхена, Мемориалы, Мюнхен, Площади, Стеллы
- 1812, Баварская армия, Баварские войска Наполеона, Баварский полк, Витгенштейн, Вреде, Каролиненплатц, Кленце, Кутузов, Людвиг I, Наполеон, Наполеоновские войны, Полоцк, война 1812 года, мемориал баварцам
Обелиск на Каролиненплац
[text_block_nav title=»История»]В Мюнхене на Каролиненплац возвышается черный Обелиск памяти баварских солдат, погибших в России в 1812 году. Мюнхен, Бавария находятся в самом центре Европы, так далеко от России. Причем тут 1812 год? Никакой связи. А вот не скажите, иной раз история даёт такую «загогулину» (выражаясь языком самого, пожалуй, знаменитого уроженца Урала), что диву даешься. Мюнхен. Каролиненплатц. В начале XIX столетия Бавария, это небольшое государство, оказалась в эпицентре тогдашней непрерывной европейской конфронтации. Для проведения собственной политики нужны были силы, равные соседям – гигантам: наполеоновской Франции и Австрии. Двадцать шестой курфюрст династии Виттельсбахов Максимилиан IV Йозеф (старшей линии Zweibrücke…
Читать дальше- 30/09/12 Кирилл
- notf, Без категории, Достопримечательности Мюнхена, Малая архитектура, Мемориалы, Музеи, Мюнхен, Парки, Площади, пиво
- Theresienwiese, Зал Славы, Людвиг, Людвиг I, Максимилиан I, Монжела, Октоберфест, Тереза Саксонская, Шванталер, Штигльмайер, луг Терезы, статуя Бавария
Луг Терезы
В одном из залов Мюнхенской Новой Пинакотеки выставлено относительно небольшое (приблизительно метр на 0,75 м) полотно немецкого художника XIX века Адольфа Генриха Лиера: die Theresienwiese mit der Bavaria bei Abendlicht, 1882 («Луг Терезы с Баварией в вечернем освещении»). Луг Терезы (Theresienswiese) в Мюнхене. А.Г. Лиер. «Луг Терезы с Баварией в вечернем освещении». Холст, масло. Новая Пинакотека, Мюнхен. На холсте в обычной для того времени классической манере маслом изображен сельский пейзаж. Предзакатное небо, освещенные солнцем в оранжевые тона облака, погружающийся в ночную темноту мокрый луг, лужи на разбитой дороге, полоса сырого тумана. Какие-то домики на горизонте. И только одна особенность выделяет пейзаж, может быть, из целого…
Читать дальше- 18/02/12 Кирилл
- notf, Без категории, Дворцы, Достопримечательности Мюнхена
- Дворец, Карл Теодор, Каролина, Людвиг I, Людвиг II, Максимилиан I, Нимфенбург
Дворец Нимфенбург
[text_block_nav title=»Начало»]Торжество симметрии – вот первое, что приходит в голову при попытке описать вид дворцово-паркового ансамбля «Дворец Нимфенбург». Осматривая открывающуюся панораму со стороны ли города, со стороны ли парка, невольно устремляешь взгляд прежде всего на большой куб Главного павильона. Он являлся центром не только архитектурной композиции, но и средоточием, источником энергии, сердцем всей жизни дворца, парка, всех сооружений и всех обитателей этого ансамбля. Здесь жили курфюрсты, затем короли, их супруги, здесь находится парадный зал, в котором проводились торжества, приемы. Отсюда исходили приказы и указания, регулирующие всю жизнь ансамбля (и не только его), определяющие его судьбу. Подчеркиванию, даже прямому у…
Читать дальше