Церковь Святого Михаила (Kirche St. Michael)

В 1468 — 1488 годах в Мюнхене на средства, собранн…

Церковь Святого Михаила (Kirche St. Michael)

В 1468 - 1488 годах в Мюнхене на средства, собранные народом, была построена огромная церковь Фрауенкирхе. «Мужчины и женщины, благородные и неблагородные, богатые и бедные, молодые и старые …», все жители города, кто сколько мог, жертвовали на строительство второй приходской церкви Мюнхена.
Прошло сто лет и неподалеку от Фрауенкирхе выросла иезуитская церковь Святого Михаила (Jesuitenkirche St. Michael), обязанная своим появлением исключительно правящим герцогам Баварии.

Это столетие принесло много перемен. Изобретение Гутенбергом в 1450 году печатного станка помогло распространению по всей Европе культуры гуманизма и Ренессанса, вызвало новый интерес к изучению Библии, что в свою очередь пробудило мысль о необходимости церковных реформ. В октябре 1517 года Мартин Лютер выступил с критикой христианских догм в своих «95 тезисах», которые вызвали понимание многих немецких князей и резкую реакцию папы Римского, предопределили раскол западного христианства и возникновение Реформации.

Католическая церковь была вынуждена начать борьбу с новыми идеями, одновременно пытаясь провести внутренние преобразования, необходимость которых была очевидна всем современникам. В ходе этих католических реформ были созданы новые монашеские ордена, в том числе орден иезуитов («Общество Иисуса»), основанный в 1534 году Игнасио Лойолой. Главной своей задачей иезуиты видели работу в миру по «обращению масс, ушедших из ограды церкви». С этой целью они занимались образованием детей, религиозным просвещением, рассказами о вере и её устоях. Каждый иезуит был законоучителем, проповедником, духовником и миссионером, но прежде всего преподавателем в школе или университете.
В 1549 году, в период правления ярого противника Реформации герцога Баварии Вильгельма IV, именно в качестве преподавателей иезуиты были приглашены в первый в Баварии Ингольштадтский университет, превратив его в мощный духовный центр Контрреформации. Здесь получил образование следующий баварский герцог Альбрехт V - один из немногих немецких князей, твердо стоявших на стороне католицизма. Он считал, что достигнуть успеха можно только путем реформирования образования, для чего планировал создание в Мюнхене иезуитской коллегии. Но практические шаги по строительству нового духовного центра Контрреформации - иезуитского колледжа и иезуитской церкви Св. Михаила - предпринял уже наследник Альбрехта V, традиционно получивший иезуитское образование и приверженный принципам Контрреформации герцог Вильгельм V, прозванный Набожным. В 1583 году им было начато строительство школы и церкви.
Герцог не жалел средств, чтобы новый храм размерами и пышностью убранства превзошел главную иезуитскую церковь Иль-Джезу в Риме, которая была принята за образец. Строительством церкви руководили архитекторы Фридрих Сустрис, родившийся в Италии сын голландского художника, и Вендель Дитрих из Аугсбурга, а также мастер-каменотес Вольфганг Миллер.
Церковь Св. Михаила стала первым с начала Реформации монументальным церковным сооружением Германии, а по стилю явилась переходным пунктом между уходящей эпохой Возрождения и пришедшей на смену ей эпохой барокко. Многие архитекторы в Германии строили в то время церкви, держа в голове за образец церковь Св. Михаила в Мюнхене.
В 1589 году строительство новой церкви было практически завершено. Однако 10 мая 1590 года уже построенная башня церкви рухнула, разрушив хор. Финансовые чиновники, обеспокоенные тяжелым для баварской казны бременем строительства храма, увидели в этом знамение Божье и попытались уговорить герцога отказаться от строительства большого хора. В ответ Вильгельм V согласился с тем, что падение башни - это сигнал Всевышнего. Однако по его, ничтожного раба Божьего, мнению сигналом этим Бог заявляет о своем недовольстве: разве можно в храме, посвященном самому Архангелу Михаилу, строить такой маленький хор! В результате хор был построен значительно бОльших размеров, чем было запланировано ранее, а восстановление разрушенного и укрепление здания заняло еще семь лет. Наконец 6 июля 1597 года епископ Фрайзинга Варфоломей Шолль освятил церковь.

Расходы на строительство иезуитского центра и поддержку миссионеров ордена в Америке и Азии настолько опустошили баварскую казну, что 15 октября 1597 года герцог Вильгельм V был вынужден отречься от престола в пользу своего сына Максимилиана и уйти в монастырь. Там, а затем в Старом дворце Шлайсхайм он прожил отведенные ему Богом еще почти тридцать лет.

Орден иезуитов был упразднен в 1773 году папой Климентом XIV и церковь Св. Михаила перешла в собственность баварского правящего дома Виттельсбахов, превратившись в дворцовую церковь (Hofkirche). С 1825 года она служила также гарнизонной церковью. И только после революционных событий начала XX века и ликвидации монархии в Баварии иезуиты вернулись в церковь Св. Михаила.

Здание церкви сильно пострадало во время бомбежки 22 ноября 1944 года, при этом бывший колледж сгорел полностью. Уже в 1946 году началась реконструкция церкви и в 1953 году она была восстановлена и освящена. В ходе ремонта 1980-1983 годов полностью был восстановлен первоначальный вид церкви Св. Михаила.

sent 01 michael
Схема фасада церкви Св. Михаила.

Здание церкви Св. Михаила, которое мы видим сегодня в начале улицы Нойхаузерштрассе, в шестистах примерно метрах от площади Мариенплатц, имеет размеры: длина - 78,20 метров, ширина - 20,29 метров, высота - 28,16 метров, ширина хора - 18,00 метров.
Фасад церкви напоминает своим видом фасад гражданского средневекового здания, тем не менее, он несёт четкую богословскую нагрузку. Он украшен множеством скульптур, самая верхняя из которых, расположенная в нише треугольного фронтона - восседающий на троне Спаситель мира Христос. Внизу под ним - бронзовый воитель Архангел Михаил, огромной пикой в виде креста убивающий существо со звериной мордой, символизирующее все мировое зло (скульптор Губерт Герхард, 1588 год).

Архангел Михаил, побивающий мировое зло.
Архангел Михаил, побивающий мировое зло.

Между ними в три ряда стоят в нишах баварские правители, которые, по мнению строителя храма герцога Вильгельма V, показали себя самоотверженными защитниками истинной христианской веры и сыграли существенную роль в истории Баварии. Среди них стоит и сам Вильгельм V с макетом церкви Св. Михаила.

Фигура Вильгельма V с макетом церкви в нише на фронтоне.
Фигура Вильгельма V с макетом церкви в нише на фронтоне.

Надписи на фасаде гласят:
- наверху: «DEO OPT. MAX. SAC» - «Бог Всевышний и Верховный Господь»,
- ниже: «IN MEMORIAM D. MICHAELIS ARCHANGELI DEDICARI CURAVIT» - «Памяти Святого Архангела Михаила святилище посвящено»,
- еще ниже: «GUILELMUS V. COMES PALATINUS RHENI UTRIUSQUE BAVARIAE DUX PATRONUS ET FUNDATOR» - «Вильгельмом V, графом Палатинским Рейна и герцогом Верхней и Нижней Баварии, как защитника и благодетеля».

Фасад символически говорит о том, что герцог, его дом и страна в целом отдают себя под защиту Святого Архангела Михаила.

sent 04 michael
Двери храма.

В храм ведут две одинаковые простые двери, обитые листовой медью. На одной из них всегда можно видеть свежую надпись мелом: «20 + С + М + В + 16». На латыни это звучит так: «Christus mansionem benedicat» («Христос благословляет этот дом»). Цифры в начале и в конце надписи означают год, в данном случае 2016.

sent 05 michael
Интерьер храма.

Интерьер церкви дает иллюстрацию торжества католицизма как истинно христианской веры: высокая, сильно вытянутая алтарная арка, арки боковых часовен - это триумфальные арки, построенные по античной модели; огромная апсида с необычно глубоким залом хора, по длине равным примерно половине длины основного нефа.

Центральной осью всего пространства церкви является фигура Иисуса Христа. Он предстает сначала как ребенок на внутренней стене южного фасада высоко между входными дверями над восходящим солнцем.

sent 06 michael
Внутренняя стена южного фасада.

Неф - это пространство земной жизни. На ступенях хора, под триумфальной аркой, как инструмент страданий, обозначающий границу смерти, стоял раньше крест, который ныне установлен в часовне восточной части трансепта. По бокам арки стоят четыре фигуры глашатаев веры в воскресение из мертвых - учителей западного христианства - Августина, Иеронима (слева), Амвросия и Грегора (справа). И наконец, хор означает пространство воскресения, приводящее к главному алтарю, центру всей церкви, где Иисус показан как Господь, который возвращается в конце времен. 12 апостолов и святые, фигуры которых установлены в два ряда на стенах хора, выступают свидетелями веры в торжество христианства, в то, что через Христа восторжествуют правда, справедливость и свобода.

Высокий, состоящий из трех этажей алтарь разработан Венделем Дитрихом (1588 год). Он является предвестником больших барочных алтарей XVII - XVIII веков.

Бронзовый ангел с бассейном святой воды на входе в церковь изготовлен в 1596 году Хубертом Герхардом.

sent 07 michael
Ангел с бассейном святой воды.

Первая часовня на восточной стороне нефа изначально была посвящена Марие Магдалине. Сегодня здесь находится статуя Марии (1700 год).

sent 08 michael
Первая часовня на восточной стороне нефа.

Во второй часовне установлен алтарь Св. Себастьяна, изображающий его мученичество.

В третьей часовне помещен реликварий с мощами святых Космы и Дамиана, изготовленный в 1400 году в Бремене и перевезенный в 1649 году в Мюнхен курфюрстом Максимилианом I.

sent 09 michael
Алтарь восточной части трансепта

Алтарь восточной (правой) части трансепта посвящен Триединому Богу (Антонио Вивиани, 1589 год). Крест, находящийся в трансепте, до 1818 стоял на лестнице к хору и предназначался для гробницы Вильгельма V и его супруги Ренаты Лотарингской (Джованни да Болонья, 1595 год).

Под хором устроена королевская крипта, представляющая собой квадратное помещение с четырьмя каменными колоннами, поддерживающими свод. В саркофагах, установленных здесь, похоронены 41 член дома Виттельсбахов, в том числе герцог Вильгельм V и герцогиня Рената, «сказочный король» Людвиг II.

sent 10 michael
Западная часть трансепта.

В западной (левой) части трансепта находится алтарь, названный «Святое имя Иисуса» (Антонио Вивиани, 1589 год).

Здесь же установлен мраморный надгробный памятник Евгению Богарне, герцогу Лейхтенбергскому. Пасынок императора Наполеона I, бывший принц Империи, бывший вице-король Италии, в 1814 году он отказался от политической деятельности и жил в Мюнхене при дворе своего тестя, короля Максимилиана I. Скончался в 1824 году. Памятник, поставленный в 1830 году по заказу его супруги, дочери короля Баварии Августы Амалии Людовики, создан скульптором Торвальдсеном и архитектором Лео фон Кленце. Над фигурой герцога написан его девиз: «Honneur ET Fidelite» («Честь и верность»).

sent 11 michael
Кафедра храма.

На западной стороне часовня перед трансептом предоставлена алтарю «Благовещение», Питер Кандид, 1587 год. Средняя часовня посвящена памяти апостола Андрея. В первой часовне установлен алтарь «Мученичество святой Урсулы» (Питер Кандид, 1588 год). Начиная примерно с 1600 года в этой часовне традиционно на Рождество устраивают вертеп.

sent 12 michael
Рождественский вертеп.

Первый орган в церкви Святого Михаила (Kirche St. Michael) был установлен в 1590 году, когда строительство еще не было завершено. Сегодняшний орган был построен в 2011 году. Он дает возможность исполнения очень широкого спектра органной музыки.

sent 13 michael
Рождество в церкви Св. Михаила.

Как добраться до церкви Святого Михаила (Kirche St. Michael).

Церковь Святого Михаила (Kirche St. Michael) расположена в самом центре города, на улице Neuhauser Straße. От площади Мариенплатц до неё метров 600, не более, а от площади Карлсплатц (Штахус) - и того меньше.
Добраться до церкви можно от станции «Marienplatz» U-bahn линий U3, U6 или S-bahn всех линий. Эти станции метро и скоростной электрички имеют одно название, но расположены на разных этажах многоэтажного подземного сооружения под Мариенплатц. Выйти в город надо по направлению в сторону Kaufinger Straße, затем пройти по этой улице до того места, где начинается улица Neuhauser Straße. Здесь вы и увидите заметный фасад церкви с треугольным фронтоном.
Аналогичная история со станцией «Karlsplatz (Stachus)»: станции U-bahn линий U4, U5 и S-bahn всех линий имеют здесь одно название и расположены на разных этажах  подземного сооружения. Выход по направлению «Karlstor» или «Neuhauser Straße». Выйдя на поверхность, пройдите под аркой старинных крепостных ворот и пройдите по улице Neuhauser Straße к её началу.

Время работы церкви Св. Михаила.

Церковь открыта:

в понедельник с 10.00 час. до 19.00 час.,
во вторник с 08.00 час. до 20.15 час.,
в среду с 08.00 час. до 19.00 час.,
в четверг с 08.00 час. до 19.00 час.,
в пятницу с 10.00 час. до 19.00 час.,
в субботу с 08.00 час. до 19.00 час.,
в воскресенье с 07.00 час. до 22.15 час.
Часы работы могут меняться!


Города в статье

Похожие статьи

Рождество.

Мюнхен. Рождество. Баварский Weihnachtsmann поздравляет мюнхенцев с Рождеством. Рождество ждут с большим нетерпением все жители Мюнхена, и взрослые и дети. Подготовка к нему начинается уже в первых числах декабря. В предрождественское время (Advent) город преображается, везде воцаряется атмосфера праздника и веселья. И без того нарядные витрины магазинов становятся еще более яркими, украшаются фасады домов, улицы и деревья. На Мариенплатц, на других площадях устанавливают главные символы Рождества – нарядные ёлки. Мюнхен. Рождество. Праздничные толпы на Мариенплатц возле главной городской ёлки. Мюнхен. Рождество.   Большая ёлка перед крыльцом знаменитого и популярного кафе  « Луитпольд» на Brienner Straße. Мюнхен. Рождество. Большой магазин…

Читать дальше

Неоготика Мюнхенской Ратуши

Неоготика, как направление в архитектуре, родилась в Англии середины XVIII века, перешла на континент, была подхвачена европейским романтизмом с его культом Средневековья и в ряде стран, особенно в Германии, стала восприниматься как собственный национальный стиль. В XIX веке неоготика получила самое широкое распространение в церковном строительстве, в строительстве резиденций монархов и даже крупных общественных зданий. Баварские богатые заказчики, архитекторы и строители сумели внести заметный, а в ряде случаев и весьма выдающийся, вклад в развитие этого архитектурного направления. В этот период были созданы королевские Дворцы в Швангау («Хоеншвангау» и «Нойшванштайн»), приходские церкви в новых районах растущего Мюнхена (три «неоготически…

Читать дальше

Миттенвальд (Mittenwald)

Когда приходит весна и по крутым склонам гор Карвендель (Karwendel Gebirge) с тающих ледников бегут быстрые ручьи, они собираются в единый бурный поток, который стремится дальше вниз и петляя в тесных ущельях рвется в сторону запада. Так в горах Тироля рождается баварская река Изар. Почти сразу же река упирается в прочную стену гор Веттерштайн (Wettersteingebirge), расположенных на западе, резко поворачивает на север, прорывается через узкий горный проход Шарнитц (Scharnitzer Klause), и попадает в неширокую вытянутую с юга на север долину. Река Изар в Миттенвальде. Миттенвальд. В начале долины река пересекает самый, пожалуй, южный баварский город Миттенвальд (Mittenwald), расположенный на высоте 923 метра над уровнем моря и зажатый между дв…

Читать дальше

О нас

Путеводитель по Мюнхену и другим городоам Баварии и Тироля от местных жителей для туристов и местных жителей - достопримечательности Мюнхена, события, музеи и интересные места, Мюнхен вместе с детьми и для компании.

Новости

Подпишитесь на нашу рассылку об интересных местах и событиях Мюнхена


© MunchenGuide 2018 - Все права защищены

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.