Театр Кювилье (Cuvilliéstheater)
«Старый Резиденцтеатр» («Altes Residenzthea…
- 3 февраля 2017 Анатолий
- notf, Без категории, Дворцы, Достопримечательности Мюнхена, Мюнхен, Рекомендуем посмотреть, Театры, музыка
- «Cuvilliéstheater», Аугуста Амалия Людовика, Баварский государственный драматический театр, Вольфганг Амадей Моцарт, Генриетта Аделаида Савойская, Евгений Богарнэ, Карл фон Фишер, Каспар фон Керль, Лео фон Кленце, Максимилиан III Иосиф, Мария Антония Баварская, Наполеон Бонапарт, Национальный театр Мюнхена, Резиденция Мюнхена, Резиденцтеатр, Станиславский, Фердинанд Мария, Франсуа де Кювилье, Эрнст фон Поссарт, король Максимилиан I Иосиф, опера "Идоменей", опера в Мюнхене, оперный театр Мюнхена, театр Кювилье
Театр Кювилье (Cuvilliéstheater)
«Старый Резиденцтеатр» («Altes Residenztheater») или «Театр Кювилье» («Cuvilliéstheater»), который служит сценической площадкой для исполнения опер, музыкальных концертов, имеет давнюю историю, которая началась постройкой в Мюнхене еще в середине XVII века самого первого в Германии публичного оперного театра.
Родившись на рубеже XVI - XVII веков в Италии, опера, как жанр искусства, довольно быстро завоевала всю Европу. Только Тридцатилетняя война оказалась некоторой помехой. Но едва она отгремела, как в Мюнхене в 1653 году прозвучала опера «Ликующая арфа» Дж. Б. Маччони в исполнении итальянской труппы, а спустя четыре года на площади Сальваторплатц (Salvatorplatz) был сооружен первый в Германии публичный оперный театр. Если учесть, что самый первый оперный театр был открыт в Венеции в 1637 году, то можно поразиться скорости распространения оперы по континенту, объяснимой только огромной её популярностью среди аристократической публики.
На открытии оперного театра в Мюнхене прозвучала опера «Оронта» мюнхенского композитора Иоганна Каспара фон Керля (Johann Caspar von Kerll), учившегося в Италии.
Баварией в это время правил юный курфюрст Фердинанд Мария, недавно женившийся на принцессе Савойского дома из Турина Генриетте Аделаиде. Супруги оставили заметный вклад в развитие культуры и искусства, способствовали привлечению в Мюнхен итальянских художников, развитию итальянской оперы.
В начале марта 1750 года произошла трагедия: бушевавший два дня пожар уничтожил помещения, предназначенные для оперных представлений в мюнхенской Резиденции. Но уже через четыре месяца, 9 июля, был заложен первый камень на строительстве нового театра рядом с Резиденцией, но стоящего отдельно от неё, что увеличивало противопожарную безопасность. Просвещенный монарх, который ввел в стране обязательное школьное образование, основал Баварскую Академию наук, покровительствовал искусствам, курфюрст Максимилиан III Иосиф нашел необходимые средства и поручил придворному архитектору Франсуа де Кювилье -старшему (François de Cuvilliés) возвести новое здание. Спустя три года выдающийся шедевр немецкого рококо, получивший название Резиденцтеатр (Residenztheater), был готов, и 12 октября 1753 года состоялось его открытие представлением оперы итальянского композитора Джованни Баттиста Феррандини «Катон в Утике».
В последующие годы в этом театре ставились исключительно итальянские оперы, он использовался для различных торжеств, карнавалов и прочих событий в жизни дворца. На этой сцене, скрываясь под псевдонимом Walpurgis Symphorosa, пела Мария Антония Баварская (Maria Antonia Prinzessin von Bayern) - баварская принцесса, сестра курфюрста Максимилиана III Иосифа, супруга курфюрста Саксонии, которая не просто покровительствовала искусствам, но и сама имела неоспоримый успех как композитор, оперная певица (сопрано), художник и поэтесса.
29 января 1781 года на сцене этого театра Вольфганг Амадей Моцарт впервые представил свою оперу «Идоменей».
Старый публичный оперный театр на Сальваторплатц был небольшим, за полтора почти столетия работы пришел в ветхое состояние и в 1795 году был закрыт. После этого в Резиденцтеатр стали допускаться все жители города.
В ночь на 31 декабря 1805 года в Мюнхен прибыл Наполеон Бонапарт, озабоченный государственным устройством земель, захваченных на юге Европы. Здесь его ожидала первая супруга Жозефина Богарнэ. Из множества возможных способов привязать Баварию к своей политике и использовать её экономический и людской потенциал император выбрал один, не самый надо сказать, плохой: династический брак, процесс заключения которого он решил проконтролировать лично.
Все было проделано с наполеоновским напором и решительностью. Невеста, 17-летняя баварская принцесса Аугуста Амалия Людовика, была выбрана лично императором незадолго до описываемых событий. К ничего не подозревавшему о предстоящей свадьбе жениху, 24-летнему сыну Жозефины, уже побывавшему во многих победных баталиях генералу и вице-королю Италии Евгению Богарнэ, в тот же день послали срочного курьера с оповещением и вызовом.
1-го января 1806 года курфюрст Максимилиан IV по воле императора стал Максимилианом I, королём вновь образованного королевства Бавария. 10 января в Мюнхен прискакал ошеломленный жених и впервые увидел красавицу Аугусту. 12 января Евгений получил указ об его усыновлении Наполеоном. 13 января прошла помолвка, а уже 14 января к вечеру состоялась свадьба.
Все эти две недели бурных событий баварский двор устраивал церемонии, пиршества, торжественные приемы, что не обошлось и без Резиденцтеатра. На его сцене давали «Дон Жуан» Вольфганга Моцарта. Наполеон почтил спектакль своим присутствием, находясь некоторое время в королевской ложе, но был вынужден покинуть зал ввиду сложности и неотложности решения ряда важнейших для Империи дел.
Результатом этих событий стало то, что Бавария на ближайшие годы превратилась в вассала Французской империи. Страна была вынуждена отдать 30 тысяч баварцев на пополнение Великой армии, которую в июне 1812 года Наполеон двинул в пределы России. Почти никто из них не вернулся домой.
Опера с каждым годом приобретала все большую популярность среди широкой публики, единственный в Мюнхене оперный Резиденцтеатр все менее удовлетворял взыскательных зрителей и по вместительности, и по своим техническим возможностям, все громче раздавались голоса, требующие строительства «оперы для всех». Несмотря на бушующие в Европе войны, активное в них участие Баварии и связанные с этим большие расходы, король Максимилиан I Иосиф в 1811 году решился начать строительство нового Национального театра Мюнхена (Nationaltheater München) по проекту архитектора Карла фон Фишера, взявшего за образец парижский «Одеон». Спустя семь лет, в 1818 году рядом с Резиденцтеатром выросло огромное здание в стиле классицизма, способное достойно соперничать с лучшими театрами Европы по размерам, красоте внешнего вида, пышности оформления помещений, лестниц, залов, вместительности зрительного зала, техническим возможностям сцены. Пострадавший после сильного пожара театр был восстановлен Лео фон Кленце, который добавил элементы неогреческого стиля.
Сияние Старого Резиденцтеатра померкло в ярком блеске соседа, и он стал выполнять вспомогательные функции. На его сцене, однако, продолжали ставиться оперы и драматические произведения, здесь работали знаменитые актёры и режиссеры.
Начиная с 1864 года более сорока лет с Резиденцтеатром было связано творчество Эрнста фон Поссарта, знаменитого трагика, способного, согласно легенде, декламацией со сцены немецкого алфавита заставить плакать весь зрительный зал. Впрочем, великий Станиславский, хорошо знавший игру Поссарта по российским гастролям, уверял, что тому лучше даются комедийные роли (К.С.Станиславский «Моя жизнь в искусстве»).
В начале 1944 года, во время Второй мировой войны, театр был закрыт, деревянные части оформления зрительного зала были демонтированы и переданы на хранение. Весной того же года Резиденцтеатр во время бомбардировок был практически уничтожен.
Когда после войны началась работа по восстановлению исторических зданий Мюнхена, было принято решение возвести на его фундаменте новое, современное театральное здание. Оно было построено в 1951 году и стало домом и основной сценической площадкой Баварского государственного драматического театра (Bayerisches Staatsschauspiel), на который перешло и закрепилось за ним неофициальное название «Резиденцтеатр» («Residenztheater»), или совсем коротко «Resi».
Схема расположения Театра Кювилье.
Однако, жителям Мюнхена очень нравился Старый Резиденцтеатр, построенный Кювилье. Стали раздаваться голоса, призывающие к его восстановлению. Но для восстановления старого театра на прежнем месте требовалось разрушить новый, что было совсем нецелесообразно с любой точки зрения. Ответственными лицами было принято мудрое и удовлетворившее всех решение: не трогая Новый Резиденцтеатр, восстановить Старый на месте Аптекарского блока Резиденции, стоявшего ранее между Аптекарским двором и Фонтанным двором.
При реставрации зрительного зала были использованы те части оформления, которые удалось спасти во время войны. Архитекторы, строители и реставраторы пользовались чертежами и рисунками Кювилье, фотографиями, и сумели восстановить по крайней мере зрительный зал практически схожим с оригиналом. Открытый в 1958 году театр получил название «Старый Резиденцтеатр» («Altes Residenztheater») или «Театр Кювилье» («Cuvilliéstheater»).
Войдя в длинный, узкий кассовый зал, вы будете поражены серией больших, выполненных в одной манере, портретов прекрасных курфюрстин и герцогинь Баварского Дома Виттельсбах. Такие же портреты украшают стены коридоров фойе театра, которые концентрируются вокруг довольно вместительного восьмиугольного дворика Comitehof, покрытого стеклянным куполом, сквозь который видно переменчивое баварское небо.
Зрительный зал этого театра имеет классическую для старых театров форму подковы и предлагает зрителям 523 места в партере и на четырех ярусах, вмещающих по 14 лож каждый. В центре, прямо напротив сцены, расположена Королевская ложа, которая простирается вверх на два яруса и привлекает к себе все внимание.
Королевская ложа и ярусы зрительного зала.
Если присмотреться, то можно заметить, что ложи второго яруса, расположенные вблизи и по бокам от Королевской, украшены богаче, чем все остальные. Они предназначались для высшей знати из «ближнего круга». Разделение общества на сословия и слои нашло отражение и в театральном дизайне. В других ложах размещались дворяне и чиновники более низкого ранга, простым же бюргерам, пусть и достаточно состоятельным, чтобы посещать театр, был отдан партер.
Зал оформлен в красных тонах с контрастно-белой обшивкой ярусов и богатой лепниной, густо покрытой золотом, которое ярко блестит в свете многочисленных люстр. Таким образом, конфигурация и оформление зала полностью соответствовали тем традициям, которые соблюдали строители театров в конце XVIII века и в XIX веке.
Партер и сцена.
Сверху, над сценой, на том месте, где обыкновенно в государственных театрах устанавливают герб, видны два гербовых щита: бело-голубые бриллианты и львы на гербе Виттельсбахов и польский герб с белыми орлами и литовской «погоней» на красном фоне. Дело в том, что у курфюрста Максимилиана III Иосифа, построившего театр, была бабка, Тереза Кунегунда, урожденная Собеская, которую, вероятно, почитали в роду. Она была супругой курфюрста Баварии Максимилиана II Эмануэля и дочерью польского короля Яна III Собеского, при котором Речь Посполитая пережила подъем в качестве сильной европейской державы.
На сцене «Театра Кювилье» («Cuvilliéstheater») показывает свои драматические и музыкальные спектакли Баварский государственный драматический театр (Bayerisches Staatsschauspiel), которым с 2011 года руководит выдающийся австрийский режиссер Мартин Кушей. Театр Кювилье («Cuvilliéstheater») - одна из трех сцен этого театра.
Баварская государственная опера и Баварский государственный балет, которые располагаются по соседству, на площадке Национального театра Мюнхена (Nationaltheater München), бывает используют сцену «Театра Кювилье» («Cuvilliéstheater») для проведения конкурсов и спектаклей молодежных коллективов.
Дают на этой сцене свои концерты и музыкальные коллективы различной величины и направлений, популярных у современной публики.
Схема размещения мест для зрителей.
Как добраться до Театр Кювилье (Cuvilliéstheater)
- U-bahn линии U3, U6, U4, U5 - станция «Odeonsplatz». Подняться на поверхность надо по направлению «Hofgarten» - «Residenz Straße».
Выйдя на улицу Residenz Straße, надо пройти по левой её стороне до ближайшей арки Резиденции, ведущей в Императорский двор (Kaiserhof), свернуть туда, пройти через двор, затем пройти под аркой в Аптекарский двор (Apothekenhof) и сразу свернуть направо. Там, под аркой, ведущей в Фонтанный двор (Brunnenhof), находится вход в «Театр Кювилье» («Cuvilliéstheater»). Этот путь обозначен указателями и сопроводительными надписями, поэтому заблудиться здесь сложно.
- автобус №100 - «Музейная линия» останавливается рядом со станцией U-bahn «Odeonsplatz».
- трамвай №19 - остановка «Национальный театр» («Nationaltheater») расположена с южной стороны оперного театра. Надо выйти на улицу Альфонс-Гоппель-Штрассе (Alfons-Goppel-Straße), которая проходит с тыльной (восточной) стороны оперного театра, пройти по ней вдоль почти всей Резиденции, свернуть налево под последнюю арку и пройти в Аптекарскией двор. Теперь надо пересечь двор до левого противоположного угла. Там под аркой, ведущей в Фонтанный двор (Brunnenhof), находится вход в «Театр Кювилье» («Cuvilliéstheater»).
Города в статье
Похожие статьи
- 08/06/16 Анатолий
- notf, Без категории, Достопримечательности Мюнхена, Мюнхен, Рекомендуем посмотреть, Старый город, Церкви
- Альбрехт V, Архангел Михаил, Вильгельм V, Герхард, Дитрих, Евгений Богарнэ, Карлсплатц (Штахус), Контрреформация, Мариенплатц, Мартин Лютер, Питер Кандид, Рената Лотарингская, Реформация, Сустрис, король Людвиг II, орден иезуитов, фон Кленце, церковь Иль-Джезу, церковь Св. Михаила
Церковь Святого Михаила (Kirche St. Michael)
В 1468 — 1488 годах в Мюнхене на средства, собранные народом, была построена огромная церковь Фрауенкирхе. «Мужчины и женщины, благородные и неблагородные, богатые и бедные, молодые и старые …», все жители города, кто сколько мог, жертвовали на строительство второй приходской церкви Мюнхена. Прошло сто лет и неподалеку от Фрауенкирхе выросла иезуитская церковь Святого Михаила (Jesuitenkirche St. Michael), обязанная своим появлением исключительно правящим герцогам Баварии. Это столетие принесло много перемен. Изобретение Гутенбергом в 1450 году печатного станка помогло распространению по всей Европе культуры гуманизма и Ренессанса, вызвало новый интерес к изучению Библии, что в свою очередь пробудило мысль о необходимости церковных реформ. В…
Читать дальшеБалет в Мюнхене
«А также в области балета …» В.С. Высоцкий Сравнительно недавно, в 1989 году, балетная труппа Национального театра Мюнхена была преобразована в Баварский государственный балет (Bayerisches Staatsbalett). Нелегкий процесс реорганизации и превращения Баварского балета в одну из лучших трупп мирового уровня проходил под руководством выдающейся немецкой балерины Констанс Вернон и сменившего её в 1998 году на посту руководителя коллектива известного чешского танцовщика и хореографа Ивана Лишка. Государственный балет Баварии был создан не на пустом месте. Он является наследником одной из самых богатых и ярких танцевальных традиций Европы, имеющей более чем три века истории. К началу XXI века Мюнхен превратился в одну из столиц мирового балета. Зд…
Читать дальше- 30/12/16 Анатолий
- notf, Без категории, Вместе с детьми, Красиво, Мемориалы, Музеи, Природа, Путешествия на выходные, Регенсбург, Реки, Рекомендуем посмотреть, каналы
- БАВАРИЯ, Битва народов, Битва при Лейпциге, Вреде, Гартнер, Германский союз, Дунай, Зал Освобождения, Кельхайм, Кленце, Лео фон Кленце, Наполеон, Рейнский союз, Шестая коалиция, канал Рейн-Майн-Дунай, король Людвиг I
Зал Освобождения (Befreiungshalle)
Высоко над водами Дуная на вершине горы горы Михельсберг (Michelsberg) в Кельхайме стоит мемориал «Зал Освобождения» («Befreiungshalle»), сооруженный в честь победы в «Битве народов» под Лейпцигом. Начало XIX века принесло многочисленным германским государствам катастрофу, пришедшую с запада, из Франции Наполеона Бонапарта. Просуществовавшая многие столетия Священная Римская империя германской нации была ликвидирована, а вместе с ней была уничтожена вся её структура, произведена «территориальная революция». Могущественные и богатые княжества-епископства и монастыри подверглись секуляризации, то есть ликвидации с изъятием собственности. Было упразднено более трех сотен мелких государственных образований и несколько сот владений имперс…
Читать дальше