Площадь Одеонсплац
[text_block_nav title=»Описание»]Площадь Одеонспла…
- 12 марта 2012 Кирилл
- notf, Без категории, Достопримечательности Мюнхена, Площади, Рекомендуем посмотреть, Старый город
- Bürgerbräukeller, Виттельсбахи, Галерея полководцев, Гитлер, Евгений Богарнэ, Лео фон Кленце, Людвиг I, Людвиг II, Людендорф, Мюнхен, Наполеон, Одеонсплатц, Пивной путч, Резиденц, Тютчев, Фридрих Гартнер, Хофгартен, Шванталер, граф Тилли, князь Вреде, нацисты
Площадь Одеонсплац
[text_block_nav title="Описание"]Площадь Одеонсплац (Odeonsplatz), одна из центральных площадей Мюнхена, знаменита не древними камнями, как например Мариенплатц, а своей архитектурой и событиями, происходившими на ней в бурное XX-е столетие.
Один только перечень зданий, выходящих на эту площадь, занимает много места. Каждое имеет свою интересную историю, над проектированием и строительством каждого много поработали знаменитые архитекторы. Среди них выделяется, конечно, Лео фон Кленце, придворный архитектор короля Баварии Людвига I, преобразивший в первой половине XIX века Мюнхен в попытке превратить в реальность туманную мечту первого из Людвигов о величии родного города, причислении его к весьма недлинному списку столиц, определяющих судьбы мира. Совсем недавно кронпринц Людвиг был благосклонно допущен к славе победителей французского «узурпатора». Он испытал неописуемое чувство восторга, гордости, подъема от необыкновенной удачи Баварии в конце всех испытаний начала века, от того, что она смогла почти на равных попасть в тогдашний сонм вершителей судеб Европы. Подобные чувства нет желания забывать, они будоражат мечты о будущем величии пока еще небольшого королевства (хотя и территориально выросшего за счет подарков Наполеона), об удобном кресле на вершине Олимпа рядом с самим Зевсом. Практически все, что затем создавалось или происходило на Одеонсплац и на соседних площадях (Кёнигсплатц, Каролиненсплатц), служило одному: возбуждать и постоянно поддерживать в подданных патриотизм, ощущение величия прошлого, из которого закономерно вырастает будущее величие и, мягко скажем, возвышение над всеми соседями, которым оставлялась роль восхищенных и трепетных наблюдателей этого процесса. Все направлялось на обоснование легитимности претензий.
Даже бурную строительную деятельность Людвига Второго надо, пожалуй, рассматривать в этом же ключе. Просто Первый ограничился ближайшей историей и греческой античностью, а Второй, в силу своего увлечения музыкой Вагнера, углубился в мифологическую древность, во времена величия германского духа, времена обладания волшебным граалем. Когда-нибудь придут герои, которые вернут это время, найдут утерянную чашу, вернут волшебный напиток верным подданным великодушного короля - благородного рыцаря.
Но возбуждающие факторы действуют по-разному на разные субъекты воздействия. И когда пришли «герои» века XX-го, оказалось, что сильнейший резонанс возбудил в некоторых только низменные чувства и превратил их в монстров-чудовищ. Надо быть осторожней в экспериментах.
Время рождения площади Одеонсплац – первая треть XIX века. Когда-то на этом месте была городская стена, стояли ворота (Schwabinger Tor). К 1817 году они были разрушены, и началось обустройство новой площади.
Кронпринц Людвиг, направив огромные усилия на превращение Мюнхена в столицу его мечты, привлек большое число художников, музыкантов, архитекторов. Оказывалась поддержка работе Баварской Академии изящных искусств. К тому времени архитекторы фон Скелль и фон Фишер подготовили Генеральный план строительства в районе севернее Театинеркирхе и Резиденции. Главным строителем стал привезенный кронпринцем из Парижа молодой еще тогда архитектор, саксонец Лео Кленце.
За четыре года, с 1817 по 1821 он построил дворец Евгения Богарнэ, герцога Лейхтенбергского, приемного сына Наполеона, зятя баварского короля Макса I Йозефа. Обстановку дворца привезли из Парижа, из дворца Мальмезон, где незадолго до того скончалась его владелица, мадам Жозефина Богарнэ. Новое здание, построенное в стиле мюнхенского классицизма, копирующее римский Palazzo Farnese, понравилось горожанам.
К 1826 году была перестроена западная часть Хофгартена, выходящая на новую площадь. Появились новые ворота и стена сада, здание Базара.
Для удовлетворения потребностей королевского Двора и мюнхенского общества в новом зале достаточного размера, с хорошей акустикой и предназначенного для проведения музыкальных концертов, балов, приемов был построен Дворец Одеон. Уже название здания говорит о его неогреческом архитектурном стиле. Название часто посещаемого большим количеством людей места, как это часто бывает, перешло на название площади.
Само здание Дворца благополучно прожило более ста лет и в конце Второй мировой войны было полностью уничтожено американскими и английскими бомбами. Практически все значительные здания Мюнхена за прошедшее после войны время были восстановлены и отреставрированы в том виде, какой был до разрушений, а Дворец Одеон, этот дом искусств и музыки, удобно расположенный в центре города, почему-то нет. Почему? На его месте было построено иное здание, офисного типа, и в нем было размещено Министерство внутренних дел. При всем уважении к внутренним делам не совсем понятно: или в Мюнхене так много концертных залов? Судя по тому, как полно ежедневно заполняются имеющиеся концертные залы города, слава баварцев, как самых больших любителей пива, не совсем отражает действительность. То есть баварцы, конечно, обожают хорошее пиво, но не сказать, чтобы больше, чем другие. Просто они по-настоящему умеют его варить. А еще в Баварии любят хорошую музыку.
Но продолжим тему площади Одеон.
Лучшими архитекторами Баварии (Кленце, Гертнер, Фишер, Шванталер, Цибланд) Мюнхен планомерно превращался в «Афины – на – Изаре», образец неогреческого классицизма, вид которого будил мысли о величии и славе монарха, владеющего такой прекрасной столицей, величии его народа.
Но народу надо дать конкретное место, святилище, на котором бы любой человек мог почувствовать себя малой частицей единого целого – народа этой страны, занимающего подобающее место среди других народов. Чтобы человек, даже ничтожный сам по себе, простой крестьянин или мастеровой, бюргер ощутил (пусть только временно) равенство с обычно стоящими выше, даже князьями и герцогами. Равенство просто по рождению на этой земле, среди этого народа. Чтобы человек проникся величием дел пращуров.
Великими делами тогда, как и в иные времена, кроме лишь отдельных исторических эпизодов, считались военные победы. Желательно, конечно, показать великие победы при защите отечества.
Святилище решено было обустроить здесь, на Одеонсплац, в самом начале Людвигштрассе. То есть штрассе по замыслу придворных мудрецов должна была в начале пропитываться победным духом предков, проходить свой жизненный путь жесткой прямой линией, без всяческих там отклонений и уклонов, и заканчиваться величественной триумфальной аркой Победы. Улица, вполне достойная тех героев, для которых она создавалась, и которые затем печатали шаг на ее мостовой в едином плотном строю, проникаясь духом и готовясь также пройти свой путь: быстро, прямо и победно.
Для начала возвели место поклонения, построили лоджию, копирующую Лоджию Ланци во Флоренции. Почему так? Там, в городе искусств, лоджия служит для размещения небольших скульптур в удобном месте с целью наилучшего обозрения и объединения их в одну группу. С чисто технической точки зрения той же цели служит и лоджия в Мюнхене. Действительно, скульптуры здесь приподняты над поверхностью улицы и хорошо просматриваются с мостовой. Кроме того, размещение скульптур на ровной площадке лоджии объединяет их тематически, показывая, что это не отдельные случайные эпизоды, а вполне закономерное и последовательное развитие истории побед баварского оружия. Wunderbar! Исключительно точное решение.
Список возможных претендентов на роль примеров для подражания, осязаемо воплощающих собой дух предков, был не так уж и длинен. Выбрали двоих, вероятно, для симметрии в рамках практического внедрения неогреческого стиля. Разместили их в разных половинах лоджии: в восточной – граф Тилли, в западной – князь Вреде.
Иоганн Церклас граф фон Тилли родился в Испанских Нидерландах в селении около Брюсселя в феврале 1559 года. Иезуит. С 15-ти лет в армии. Служил герцогу Пармскому, австрийскому императору. За успехи в войне с турками получил от императора Священной Римской Империи Германской нации чин фельдмаршала. Пятидесятилетним опытным «старым капралом», как его прозвали солдаты, занялся реорганизацией баварской армии. Тилли научил баварцев придуманному им и применявшемуся в боях приему ведения пехотной атаки, названному по-испански «терико». Уже в начале второго десятилетия XVII-го века понял, что время широкого применения наемных войск неудержимо уходит, и приступил к организации регулярной армии в Баварии. В начале Тридцатилетней войны был назначен командующим армии Католической лиги, которая долго не знала поражений именно благодаря реформам Тилли. Та война не отличалась гуманностью, но длинный ряд эпизодов (резня в Гейдельберге, Мангейме, грабежи в Нижней Саксонии, грабеж и уничтожение Магдебурга, где погибло более 20000 человек) говорит о том, что главнокомандующий имперской армией, наместник императора граф Тилли вполне заслужил прозвище «палач Магдебурга». Умер от ран, полученных в бою в апреле 1632 года.
Карл-Филипп фон Вреде, князь, швед, родился в Гейдельберге 29 апреля 1767 года. Окончив университет, служил в Баварии на различных чиновных должностях, то есть по штатской службе. В 1799 году эрцгерцог Карл поручил ему сформировать пфальц-баварский корпус, во главе которого в чине полковника Вреде участвовал в боях против Франции в течение 1799 – 1800 годов. Затем принял некоторое участие в реформировании баварской армии. После того, как в 1805 году Бавария стала союзником (практически вассалом) Франции, участвовал во всех походах Наполеона, командуя баварской дивизией, одержав при этом ряд побед. Взял Зальцбург, покорил Тироль, овладел Инсбруком, получил благодарность от Наполеона в виде поместий в Баварии и графского титула (французского или все-таки баварского?). Во время «грозы двенадцатого года» командовал теми самыми 30-ю тысячами баварцев, которые остались «в снегах России». /Чрезвычайно удобная позиция. Если бы в России не было снега, его надо было бы выдумать. Не политики отвечают перед родными погибших, не генералы, а неопределенные «снега»!/ Наполеон поставил VI-му корпусу, в составе которого были баварцы, четкую задачу: пройти маршем на Санкт-Петербург и взять его /то есть в 1941-м было просто повторение истории/. В районе Полоцка бодрый блиц-марш остановили русские, в ходе боев погиб командир корпуса Деруа. Вреде, будучи старшим по званию и в соответствии с общепринятым всеми Уставами порядком, принял командование. И тут же начал отступление. Но совершил некоторое геройство: около Вильно задержался немного и прикрыл французов от русского напора, заплатив за это баварской кровью. Далее был поход на Москву, снега, бегство. В 1813 году Бавария смогла, не страшась оккупации, отойти от Наполеона, начать свою политику. Вреде был назначен главнокомандующим баварско-саксонской армии. Довольно успешно бил тех маршалов и генералов, вместе с которыми годом ранее гулял по российским проселкам. Был ранен, отбил 23 французские пушки (из которых вскоре ему будет отлит памятник). Награжден императором Александром I, пожалован королем Баварии Максимилианом I в фельдмаршалы и князья, теперь уже вполне конкретно - Баварии. Через десять почти лет, в 1822 году, назначен генералиссимусом баварских войск. Умер в 1839 году.
Вот такие герои. Ну и как? Несомненно, они достойны поклонения, как само воплощение непобедимого германского духа, духа предков.
Сооружение было названо «Feldherrhalle» - Галерея полководцев. Архитектор Фридрих Гартнер сумел достойно выполнить данное ему поручение. 18 июня 1841 года, в день 26-й годовщины битвы под Ватерлоо, был заложен первый камень галереи. А закончилось строительство ровно в день 31-й годовщины «Битвы народов» под Лейпцигом, то есть 18 октября 1844 года. Сплошные символы.
Скульптор Л. Шванталер отлил из пушечной бронзы две фигуры полководцев, которые установили на подготовленных местах.
Позже между ними, в середине галереи, возле задней стены поставили немного странный памятник: солдат крепко держится за женщину и, высоко подняв руку, отдает кому-то знамя. Такие движения и позы характерны во время погрузки солдат в автомобиль. Говорят, что эта скульптура прославляет победы баварского корпуса во время франко – прусской войны 1870 – 1871 годов. Хозяин механической мастерской в Мангейме Карл Бенц еще не изобрел автомобиль.
К торжествам по случаю 100-летнего юбилея со дня рождения короля Людвига I (25 августа 1886 г., во время правления его третьего сына, принца-регента Луитпольда) перед галереей установили два флагштока с гербами Баварии и Мюнхена. На одном флагштоке написали «Справедливому и настойчивому королю Людвигу I Баварскому», на другом – «От верного Луитпольда, принц-регента Баварского».
В 1906 году, во время празднования 120-летнего юбилея короля Людвига I, по бокам лестницы были установлены два льва, олицетворяющие силу Баварии. Разница между ними в том, что у правого льва пасть закрыта, а у левого открыта. Изображение льва очень популярно в Баварии и используется на всяких гербах, знаках и так далее.
Надо сказать, король Людвиг I, хотя и был свергнут народом, но отличался большой популярностью и почитанием. Еще в 1862 году, также к именинам еще тогда здравствующего бывшего короля, в северной части площади Одеон, в сквере с восточной стороны, был поставлен бронзовый памятник. Скульптор Макс Видманн изобразил короля Людвига I в римских одеждах верхом на коне. Его сопровождают два пажа: справедливый и настойчивый. По углам постамента четыре фигуры, аллегорически изображающие религию, индустрию, искусство, поэзию, то есть то, чем была наполнена жизнь короля.
После трагически закончившейся для Германии Первой мировой войны в галерее установили памятную плиту, на которой написано: «В мировой войне 1914/18 гг. воевали плечом к плечу с немецкими братьями для прочного мира и свободы 1400000 баварцев. 200000 погибли за отечество. Баварскими руководителями немецкой и союзной армий были: генерал-фельдмаршал кронпринц Руппрехт Баварский, генерал-фельдмаршал принц Леопольд Баварский, генерал-полковник Феликс граф Ботмер». Первые двое – из рода Виттельсбахов, третий – племянник Элеоноры Тютчевой, жены Федора Ивановича Тютчева, певца русской и баварской природы.
Интересно, а кто-нибудь в той бойне воевал не «для прочного мира и свободы»? И разве такими были истинные цели войны? И гибли все «за отечество, за …» - за кого бы? Кайзера? Идеологи хреновы! Врут, не стесняясь, мол, быдло все проглотит. Вот отсюда, из таких фраз и растут ноги последующих событий на Одеонсплац.
Первыми героями, сделавшими попытку остановить в зародыше эти события, сами того не осознавая, и первыми жертвами, оказались жители Мюнхена.
В 1923 году в Германии обострился кризис во всех сферах общества. Царила апатия, отчаяние, кризис в экономике, усиленный отсутствием контроля. Прокатилась волна забастовок и демонстраций. Оккупация победившей Францией Рура резко ухудшило ситуацию. Национал-социалисты решили воспользоваться отчаянной ситуацией и выступить против социал-демократического правительства в Берлине. Для того, чтобы показать свою «преданность заветам предков, принадлежность народу Германии», они запланировали провести поход на Берлин, в ходе которого к ним будут присоединяться массы истинных германцев. Они сметут негодное правительство и поставят во главе Германии настоящего лидера нации. И начать поход надо было, конечно же, от «Святилища Предков».
Вечером 8 ноября 1923 года, в пятую годовщину революции в Германии, в огромном зале пивной Бюргербройкеллер (Bürgerbräukeller, Rosenheimerstrasse, 15), где собралось большое число баварских политиков, наци начали путч. Гитлер, размахивая пистолетом заявил, что баварское правительство низложено, его партия собирается формировать новое правительство Рейха. Здание окружили боевики нацистов, вооруженные пулеметами. Их сторонникам удалось захватить военное министерство.
Наутро наци начали марш по городу, рассчитывая на поддержку солдат гарнизона. Среди лидеров наци находился генерал Людендорф, пользовавшийся авторитетом у нижних чинов, считавшийся героем войны.
От Изартора они прошли на Мариенплатц, встретили кордон полиции, который их пропустил. Далее они двинулись по Rezidenzstrasse к «галерее полководцев». Путь им преградил небольшой отряд полиции.
Первыми выстрелили путчисты, полиция ответила. Генерал Людендорф был арестован, Гитлера спасли последователи, 16 путчистов и трое полицейских остались лежать на мостовой.
В сообщении баварского правительства о событиях было написано: «Правительство ожидает, что баварский народ в городе и стране откажет пруссаку Людендорфу и его сообщникам, которые предприняли путч, чтобы втянуть баварский и немецкий народы в несчастья, которым нет названия».
Пророческое предсказание. Но, к сожалению, «нет пророков в своем отечестве».
После 1933 года наци устроили на правой стене Галереи, со стороны Rezidenzstrasse, свой мемориал: доска с рассказом об этом «пивном путче», фамилиями погибших «героев», орлом, держащим свастику. Ежегодно они устраивали митинги в пивной Bürgerbräukeller, марши по тому же маршруту, митинги возле мемориала.
На пространстве площади перед Галереей наци проводили военные парады, митинги, церемонии. Машина пропаганды работала на полную мощность и использовала любую зацепку для доказательства своей легитимности, закономерности появления в истории народа, преемственности духа предков.
Они утверждали, что принесли в страну стабильность, которая должна быть непременно сохранена от всех нападок изнутри и снаружи.
Aber, «Was ist das Stabilität unsere Heimat Deutschland? Das ist Stabilität für unser Fürer!»
«Да или нет?! Да или нет?!»
«Да-а-а-а!»
«Так победим!»
«Sieg Heil!»
Стабильность бюргеров закончилась с началом бомбардировок. Галерея пострадала не сильно. А нацистский мемориал разрушили американцы, оккупировавшие Мюнхен.
Уже в пятидесятых годах в мостовую перед Галереей вделали плиту с надписью: «Солдатам баварской земельной полиции, ставкой которых против национал-социалистического путча 9.11.1923 года была их жизнь: Фридриху Линку, Николаусу Холлвегу, Максу Шрауту».
Вечная им память!
[/text_block_nav]
[banner468 banner="5624158ccccba"]
[review_summary title="Краткий обзор" summary="Одна из главных площадей Мюнхена, является местом встречи местных жителей и туристов - вокруг множество достопримечательностей, а так же магазинчиков, кафе и ресторанов. От Одеонсплац в центр идет пешеходная улица, а непосредственно к площади примыкает Резиденц его парк. От Одеонсплац одинаково недалеко до квартала музеев, Мариенплац и Английского парка" positives="Красивая площадь
Множество достопримечательностей
Кафе, рестораны и разнообразные магазины
В пешей доступности Квартал Музеев, Английский Парк и Мариенплац"]
[rating title="Значимость" value="5" range="5"]
[rating title="Интерес" value="5" range="5"]
[rating title="Кулинария" value="5" range="5"]
[rating title="Доступность" value="5" range="5"]
[/review_summary]
[text_block_nav title="Как добраться"]
Как добраться до Одеонсплац
U-bahn линии U3, U4, U5, U6 до станции Odeonsplatz | Поднимитесь на улицу по указателям на Odeonsplatz | |
---|---|---|
Bus №100, N40, N41 до остановки Odeonsplatz | Остановка расположена непосредственно у площади Одеонсплац |
[/text_block_nav][text_block_nav title="На карте"]
Одеонсплац на карте
[/text_block_nav]
Города в статье
Похожие статьи
- 12/03/12 Кирилл
- notf, Без категории, Вино, Кулинария, Рестораны, Старый город
- Вино, Виттельсбахи, Дегустация вина, Пфальц, Пфальцер, Резиденц, Рейнское
Pfälzer Wein Probierstübe — дегустационная таверна дворцового вина из Пфальца
[text_block_nav title=»Описание»]В том самом месте, где заканчивается Rezidenzstrasse и начинается Odeonsplatz, в здании Резиденции внимательный наблюдатель заметит нишу, похожую на проход во двор, а в ней небольшое крыльцо с вывеской, сообщающей нечто весьма соблазнительное — «Pfälzer Wein Probierstübe». Да, да! Не только «Löwenbräu», «Spaten», «Ottinger», «Dunkel-» und «Weißbier». Есть в Баварии любители прекрасного сухого вина из Пфальца, и таких немало. Надпись на вывеске можно перевести и как «вино из Пфальца» и как «вино из дворца», кому как нравится. «Двенадцать стульев из дворца» или «вино из дворца» — не одного ли поля ягода? Любит простой народ приобщиться к чему-то выдающемуся и полагает, что уж там, во дворце сидят на чем-то нео…
Читать дальше- 14/06/15 Анатолий
- notf, Без категории, Достопримечательности Мюнхена, Мюнхен, Площади, Ратуша, Торговые площади, Церкви
- Мюнхен, Октоберфест, Терезиенвиезе, Фрауенкирхе, готика, неоготика, церковь Св. Павла
Церковь Св. Павла
Ели вы захотите рассмотреть получше или сфотографировать с верхней точки луг Терезиенвиезе, на котором бурлит знаменитый на весь мир «Октоберфест», вы не найдете в ближайшей округе точки лучше, чем площадка на часовой башне католической приходской церкви Св. Павла. Церковь Св. Павла. Католическая приходская церковь Св. Павла возле станции U-bahn «Theresienwiese». Крест на шпиле этой башни поднят на высоту 97 метров, что всего лишь на полтора метра ниже башен Фрауэнкирхе (северная башня — 98,57 м, южная – 98,45 м). Площадка же расположена на высоте 50 метров. Подниматься на неё надо по узкой, винтовой каменной лестнице, как и положено в старинных церквях. Однако церковь Св. Павла только кажется старинной. На самом деле это новодел конца XI…
Читать дальше- 01/02/12 Кирилл
- notf, Без категории, Мюнхен, Природа, Рекомендуем посмотреть
- Мюнхен, Олимпийский парк, Смотровая площадка, гора, искусственная гора
Олимпийская гора, смотровая площадка
[text_block_nav title=»Описание»]Мюнхен хоть и находится в самой высокогорной земле Германии, тем не менее является равнинным городом, пожалуй за одним исключением — над городом высится рукотворная Олимпийская Гора. Когда-то давно на этом месте севернее Мюнхена, за городской чертой, лежал большой и относительно ровный пустырь Обервиезенфельд. На нем войска проводили маневры, артиллеристы учились стрелять из своих пушек, а когда началась эра воздухоплавания, пустырь как-то так естественно превратился в аэродром. В начале XX века часть аэродрома была застроена производственными корпусами концерна BMW. Говорят, именно на этом аэродроме приземлялся самолет, доставивший английского премьера Чемберлена для участия в «Мюнхенском сговоре» в 1938 го…
Читать дальше