Путешествие по Музею Резиденции (Residenzmuseum)
Путешествие по Музею Резиденции (Residenzmuseum) в…
- 24 сентября 2018 Анатолий
- Вместе с детьми, Все достопримечательности, Дворцы, Достопримечательности Мюнхена, Музеи, Мюнхен, Путешествия на выходные, Рекомендуем посмотреть
- Антиквариум, Виттельсбахи, Галерея предков, Гроттенхоф, Зеленая галерея, Музей Резиденции, Сокровищница, драгоценности, живопись, мебель, серебро, скульптура, театр Кювилье, фарфор
Путешествие по Музею Резиденции (Residenzmuseum)
Долгие столетия Мюнхенская Резиденция (Münchner Residenz) служила местом жительства правителей Баварии из Дома Виттельсбах, политическим и культурным центром страны. В её прекрасных апартаментах селились когда-то посещавшие Баварию высокие гости, даже император и папа Римский. В этих залах были собраны огромные коллекции живописи, скульптуры, фарфора, серебра, мебели и драгоценностей. В революционном ноябре 1918 года Резиденция опустела, затем была национализирована вместе со всем практически содержимым, а в 1920 году была превращена в Музей Резиденции (Residenzmuseum), открытый для широкой публики.
Во время Второй мировой войны почти все ценности и произведения искусства были вывезены из Резиденции и не пострадали от сильнейших бомбардировок американской авиации, хотя весь комплекс её зданий подвергся огромным разрушениям. Работы по восстановлению и реставрации Мюнхенской Резиденции (Münchner Residenz) начались уже в конце сороковых годов прошлого века и были в целом завершены в семидесятых годах. Однако планомерный ремонт и реставрация помещений Резиденции ведутся постоянно и в настоящее время, отчего несколько залов Музея Резиденции (Residenzmuseum) часто бывают закрыты для посетителей.
На сегодняшний день Музей Резиденции (Residenzmuseum) показывает 130 помещений и залов. Кроме того, посетители могут отдельно осмотреть сокровища Казначейства (Schatzkammer) - большую коллекцию ювелирных изделий, собранных правителями Баварии в течение нескольких веков, а также символы баварской королевской власти (окрашено желтым на плане -схеме музея). В кассе (розовый цвет на плане) Музея Резиденции (Residenzmuseum) можно также приобрести билет на экскурсию по восстановленным из пепла помещениям театра Кювилье (рыжий цвет на плане).
Eingang Residenzmuseum/Schatzkammer - вход в Музей Резиденции (Residenzmuseum)/Казначейство со стороны Резиденцштрассе и площади Макса-Иосифа через двор Королевского здания.
1 - вестибюль, гардероб, туалет, касса;
2,3 - садовые залы;
4,5 - Галерея предков и кабинет фарфора;
6 - Гротенхоф;
7 - Антиквариум;
8 - 11 - Октогон и лестница к «Черному залу»;
72 - 81 - залы Нибелунгов Королевского здания;
89 - Хофкапелла;
90, 91 - лестница в капеллу.
Совершим путешествие по залам и помещениям Музея Резиденции (Residenzmuseum), пройдя по предлагаемому сотрудниками музея маршруту, который для удобства посетителей обозначен яркими стрелками.
Путешествие по Музею Резиденции (Residenzmuseum) начинается с Гроттенхофа - садового двора с фонтаном и гротом, который был построен возле Антиквариума в 1581 - 1589 годы.
Открыв следующую дверь, мы оказываемся в огромном, вытянутом на длину 66 метров, зале Антиквариума (Antiquarium), самом старом из залов Резиденции. Его построил герцог Альбрехт IV в 1568 - 1571 годах, чтобы разместить в нем большую коллекцию античных скульптур (откуда и возникло название зала).
На исходе того же XVI века герцог Вильгельм V и его наследник Максимилиан I несколько перестроили помещение, превратив его в банкетный зал. Тогда же потолок и стены зала были украшены художественными росписями, изображающими аллегории Славы и Добродетели, виды городов Баварского герцогства того времени, городских площадей, рынков и дворцов. Все это окружено причудливым орнаментом.
Пройдя после Антиквариума несколько комнат, поднимаемся по лестнице на второй этаж (первый по мюнхенскому счету), где сразу же попадаем в «Черный зал» (Schwarzer Saal).
12, 13 - лестница и «Черный зал»;
14 - желтая лестница;
14a, 14g - собрание фарфора XIX века;
15, 20 - коллекция фарфора из восточной Азии;
21 - коллекция европейской миниатюры Ноттбомов;
22 - 31 - комнаты курфюрста;
32 - проход в дворцовую церковь Всех Святых (Allerheiligen-Hofkirche);
33 - 41 - комнаты Шарлотты и комнаты дворцового сада;
42 - 45 - проход Шарлотты и широкая лестница;
46 - 53 - Трирские комнаты;
54 - рыцарский зал Св. Георгия/ выставка Зимнего сада;
55 - 62 - Роскошные комнаты с Зеленой галереей и кабинетом миниатюр;
63 - 64 - китайский кабинет и гардероб;
64 - 66 - летняя комната, выставка фарфора XVIII века «Мейссен-Франкенталь-Севр»;
67 - 69 - папские комнаты;
70 - 71 - золотой зал;
72 - лестница королевы-матери;
94 - лестница капеллы;
95 - молельня;
96/89 - верхние помещения капеллы;
97 - 98 - помещения Роскошной капеллы;
99 - олений проход;
100 - 103 - собрание серебра;
104 - 109 - Каменные комнаты;
110 - 112 - зал четверки белых лошадей, Императорский зал, Императорская лестница;
113 - 114 - проход театинцев;
115 - 127 - апартаменты Королевского здания.
Такое название залу дала отделка под черный мрамор, выполненная в 1623 году, хотя построенный на четверть века ранее зал сначала назывался Залом перспективы. Дело в том, что автор потолочной росписи Ганс Верле попытался создать иллюзию огромной высоты помещения. И если вы встанете точно в центре зала, то вполне ощутите силу художественного воздействия. После разрушений Второй мировой войны роспись потолка была восстановлена Карлом Маннингером.
Одна из четырех дверей «Черного зала» ведет в комнаты, в которых выставлена большая коллекция фарфора из Восточной Азии, состоящая из более 500 предметов. Здесь выставлены бело-голубые чаши и тарелки, созданные в Китае в конце XVI века, японский фарфор «имари», отличающийся особой красотой и очень популярный в Европе до начала XVIII века, когда возникшее в саксонском Мейссене производство европейского фарфора высокого качества значительно снизило интерес к восточноазиатскому фарфору и довольно быстро привело к полному его угасанию.
В других помещениях Музея Резиденции (Residenzmuseum), указанных на план-схеме, можно увидеть богатую коллекцию европейского фарфора, произведенного в XVIII - XIX веках в разных местах: Мейссен (Саксония), Севр (Франция), Королевская мануфактура в Берлине, Франкенталь и конечно же Королевская мануфактура в Нимфенбурге (Мюнхен). Среди экспонатов имеются просто уникальные изделия, например Ониксовый сервиз из 717 предметов, созданный в Нимфенбурге по заказу короля Людвига I.
Но не только собранием фарфора можно полюбоваться в Музее Резиденции (Residenzmuseum). В его залах выставлены также другие коллекции произведений искусства.
Во-первых, это огромная и интересная коллекция миниатюр XVI- XIX веков (собрание Ноттомбов) - чрезвычайно популярного вида искусства, вытесненного к началу XX века фотографией.
Затем, это коллекция серебра Виттельсбахов, содержащая более 3500 серебряных изделий, которыми пользовались в ежедневном быту. Центральное место в коллекции занимает сервиз короля Максимилиана I Иосифа из 502 предметов, созданный парижскими ювелирами в 1807 - 1809 годах.
Далее, это коллекция церковных одеяний XVI - XIX веков.
И наконец, это коллекция церковных реликвий, содержащая до 60 рак, созданных мюнхенскими и аугсбургскими мастерами в 1590 - 1640 годах.
Выйдя из «Черного зала» через вторую дверь мы попадём в анфиладу апартаментов курфюрста.
В XVII - XVIII веках в этих комнатах проживали правящие курфюрсты Баварии с супругами. Некоторое время в них располагалась библиотека, затем жили наследники Баварского престола до момента получения ими всей полноты власти и переезда в королевские покои.
Наконец, третий выход из «Черного зала» приведет нас в длинный коридор, по которому можно попасть на верхнюю галерею дворцовой церкви Всех Святых (Allerheiligen-Hofkirche). Именно этим путем обычно шел в церковь заказчик её строительства король Людвиг I. Проектировал и строил здание его придворный архитектор Лео фон Кленце в 1826 - 1837 годах. За образец он взял византийский Собор Св. Марка в Венеции, привнеся некоторые элементы античности. Церковь была очень богато украшена: фрески на золотом фоне, цветной мрамор пола, колонны из красного мрамора и прочее. К настоящему времени здание полностью восстановлено после разрушений войны, кроме внутренней отделки, и используется в качестве концертного зала.
Вернувшись из церкви обратно в коридор и пройдя его до половины, мы оказываемся перед комнатами Шарлотты - длинным рядом комнат, в которых в 1867 году некоторое время проживала София Шарлотта Августа Виттельсбах, принцесса Баварская, герцогиня Баварская, младшая сестра императрицы Австрии Елизаветы, девятый ребенок и пятая дочь в семье герцога Баварского Максимилиана. Это был период, когда она являлась невестой «сказочного» короля Баварии Людвига II, близкого её друга с детских лет. В начале года было объявлено о помолвке, назначена свадьба, но мнительный и склонный к одиночеству король, боявшийся связывать себя браком, сначала отложил свадьбу, а затем и совсем расторг помолвку. Дальнейшая судьба Софии Шарлотты сложилась довольно несчастливо, а закончилась трагически: в 1897 году она погибла во время пожара на благотворительной ярмарке в Париже.
В начале XVII века вокруг Двора императора были построены четыре здания, на верхних этажах которых расположили апартаменты для наиболее важных гостей: вдоль Резиденцштрассе - для императора с супругой, а в противоположном здании - для членов семьи императора и высокопоставленных придворных. Вторые апартаменты часто занимал архиепископ Трирский, гостивший в Резиденции, поэтому их и назвали Трирскими. Апартаменты вдоль Резиденцштрассе позднее были названы Каменными из-за большого количества мрамора в интерьере. В тех и других комнатах выставлены произведения искусства XVII века, в основном ценные гобелены, красивая мебель, ремесленные изделия.
В здании, закрывшем Двор императора с севера, для проведения торжественных церемоний был построен большой зал императора. Его потолок украшен росписями на тему Разума и Добродетели, на которых основано правление монарха. Та же тема продолжена на гобеленах, вывешенных на стенах. Из внутреннего двора в зал ведет торжественная лестница императора.
Возвращаемся в южную часть комплекса Резиденции, в расположенные здесь залы Музея Резиденции (Residenzmuseum). Вдоль всей площади Макса-Иосифа вытянулось Königsbau - Королевское здание, которое построил в 1826 - 1835 годах король Людвиг I. Королевские покои, ради которых в основном и строилось здание, он расположил так, чтобы окна выходили на площадь и король мог видеть из них Мюнхен и его жителей, а бюргеры могли видеть окна своего короля. Этим якобы достигалось единение с народом.
Проектировал здание и убранство апартаментов вплоть до деталей архитектор Лео фон Кленце. Сегодня все эти помещения находятся в распоряжении Музея Резиденции (Residenzmuseum). Комнаты короля украшены живописью на темы древнегреческой поэзии, а комнаты королевы - изображениями эпизодов из поэм немецких авторов.
На цокольном этаже Королевского здания расположены несколько залов, украшение которых Людвиг I также поручил Лео фон Кленце. Настенные росписи залов изображают основные события из героического эпоса древних германцев - «Песни о Нибелунгах».
Когда королевская семья отсутствовала в Мюнхене, королевские апартаменты и залы Нибелунгов открывались для посещения широкой публикой. Можно считать, что эти «дни открытых дверей» положили начало созданию Музея Резиденции (Residenzmuseum).
В старых зданиях южной части комплекса Резиденции на нашем пути по бесчисленным залам Музея Резиденции (Residenzmuseum) встречается выставка, рассказывающая о Зимнем саде - устроенной по заказу короля Людвига II на крыше Резиденции огромной оранжерее. После трагической кончины короля она была разобрана.
Затем мы оказываемся в наиболее богато отделанных комнатах Резиденции. Архитектор Франсуа Кювилье проектировал, строил Роскошные комнаты и создавал их богатую отделку в первой половине XVIII века для курфюрста Карла Альбрехта, сначала претендента на трон императора, а в 1742 году коронованного как император Священной Римской империи германской нации под именем Карл VII. Ему необходимы были представительские помещения, достойные его нового высокого положения.
В подражание французскому королевскому двору в Роскошных комнатах была устроена так называемая «государственная спальня», которая служила лишь для демонстрации богатства монарха.
В галерее, стены которой были обиты зеленым шелком, из-за чего она была названа Зеленой, проходили торжественные собрания придворных. В роскошных позолоченных рамах по стенам были развешаны живописные полотна и огромные высокие зеркала, в которых отражался свет сотен свечей, подчеркивая и усиливая торжественность обстановки.
В большом зеркале тесного Кабинета миниатюр отражается вся последовательность Роскошных комнат, создавая иллюзию их бесчисленности. Стены кабинета отделаны резьбой и покрыты красным лаком, чрезвычайно дорогим в XVII веке. В специальные панели вделаны 129 миниатюр голландских, французских и немецких мастеров XVI - XVIII веков.
Еще будучи всего лишь курфюрстом, стремящимся стать императором, Карл Альбрехт должен был доказать обоснованность своих высоких претензий. Таким доказательством были прежде всего древность, многочисленность и чрезвычайная разветвленность рода Виттельсбахов. Чтобы все могли увидеть это наглядно, в 1726 году специально была построена Галерея предков, где разместили, вставив в позолоченные резные панели, 121 портрет представителей династии и портрет Карла Великого, от которого Виттельсбахи выводили свою генеалогию.
Галерея предков расположена на цокольном этаже Резиденции прямо под Роскошными комнатами. Минуем Галерею и следуя указателям проходим к выходу из Музея Резиденции (Residenzmuseum).
На этом наше путешествие по Музею Резиденции (Residenzmuseum) заканчивается.
Как добраться до Музея Резиденции (Residenzmuseum)
- U-bahn линии U4,U5,U3,U6, станция «Odeonsplatz». Поднявшись из метро по указателям «Residenzstraße», «Hofgarten», вы окажетесь на улице Резиденцштрассе, которая проходит вдоль западного фасада Мюнхенской Резиденции (Münchner Residenz). Пройдя по этой улице почти до конца, до последней арки западного фасада, вы увидите в её верхнем полукруге щит с надписью золотом по красному фону: «RESIDENZ MÜNCHEN». Смело проходите под арку, далее - по вытянутому двору, в конце которого вы увидите крыльцо Музея Резиденции (Residenzmuseum).
- автобус BUS №100 «Музейная линия», остановка «Odeonsplatz». Остановка расположена возле выхода из одноименной станции U-bahn, рядом со столиками известного кафе «Tambosi». Северо-западный угол Мюнхенской Резиденции (Münchner Residenz) от этого места буквально в пятидесяти метрах. Здесь же начинается улица Резиденцштрассе, которая проходит вдоль западного фасада Мюнхенской Резиденции (Münchner Residenz). Пройдя по этой улице почти до конца, до последней арки западного фасада, вы увидите в её верхнем полукруге щит с надписью золотом по красному фону: «RESIDENZ MÜNCHEN». Смело проходите под арку, далее - по вытянутому двору, в конце которого вы увидите крыльцо Музея Резиденции (Residenzmuseum).
- Трамвай №19, остановка «Nationaltheater». Остановка трамвая находится в юго-восточном углу площади Макса - Иосифа (Max-Joseph-Platz) возле Национального театра (Nationaltheater). Выйдите на площадь и посмотрите на южный фасад Резиденции на противоположной стороне. Вы увидите три арки входа в Резиденцию, в верхних полукружьях которых расположены щиты с надписями золотыми буквами на красном фоне: «RESIDENZ MUSEUM», «RESIDENZ MÜNCHEN», «SCHATZ KAMMER». Средняя арка ведет прямиком к крыльцу Музея Резиденции (Residenzmuseum).
Время работы Музея Резиденции (Residenzmuseum)
Осмотреть залы, помещения, экспонаты и богатейшие коллекции Музея Резиденции (Residenzmuseum) возможно в следующих вариантах:
- по отдельности Музей Резиденции (Residenzmuseum), Сокровищницу Казначейства (Schatz Kammer), театр Кювилье (Cuvillies-Theater).
- комплекс 1: Музей Резиденции (Residenzmuseum) + Сокровищница Казначейства (Schatz Kammer).
- комплекс 2: Музей Резиденции (Residenzmuseum) + Сокровищница Казначейства (Schatz Kammer) + театр Кювилье (Cuvillies-Theater).
Соответственно выбранному варианту приобретаются билеты либо отдельно в тот ли иной объект осмотра, либо комплексный. Все зависит от того, что вас конкретно интересует и каким временем вы располагаете. А времени на осмотр даже одного Музея Резиденции требуется довольно много. Можно конечно просто пробежать по залам, но какой смысл?
Музей Резиденции (Residenzmuseum) и Сокровищница (Schatz Kammer) открыты ежедневно:
- с 01 апрель по 18 октября с 09.00 час. до 18.00 час.
- с 19 октября по 31 марта с 10.00 час . до 17.00 час.
Театр Кювилье (Cuvillies-Theater) можно осмотреть ежедневно:
- с 01 апреля по 31 июля с 14.00 час до 18.00 час. (воскресенье с 09.00 час. до 18.00 час.).
- с 01 августа по 12 сентября с 09.00 час. до 18.00 час.
- с 13 сентября по 18 октября с 14.00 час. до 18.00 час. (воскресенье с 09.00 час. до 18.00 час.).
- с 19 октября по 31 марта с 14.00 час. до 17.00 час.
Города в статье
Похожие статьи
- 06/02/15 Анатолий
- notf, Без категории, Замки, Ландсхут, Музеи, Парки
- Виттельсбахи, Изар, Ландсхут, Мюнхен, Нижняя Бавария, Траусниц, Хофберг, кунсткамера
Замок Траусниц (Trausnitz)
Прогулка по замку Траусниц Время работы Замка Траусниц Как добраться до замка Траусниц Замок Траусниц на карте Трудно было в средневековом городе Ландсхут отыскать уголок, в котором можно было бы спрятаться от внимательного, строгого взора властителя этих мест с высоты стен старинного замка, прочно севшего на вершине холма Хофберг. Замок был построен в начале XIII века первыми герцогами из рода Виттельсбах на месте деревянной сторожевой башни с целью охраны, защиты земель северо — восточнее Мюнхена от вторжений непрошенных гостей. Название крепости буквально отражало её назначение: Landshut – «земли защита». Этим именем стал называться и городок, возникший у подножия холма под защитой замка. Спустя некоторое время за замком закрепилось назв…
Читать дальше- 05/03/18 Анатолий
- Вместе с детьми, Все достопримечательности, Дворцы, Дома, Достопримечательности Мюнхена, Замки, Красиво, Малая архитектура, Мемориалы, Музеи, Мюнхен, Парки, Площади, Путешествия на выходные, Рекомендуем посмотреть, Рестораны, Старый город, Театры, Фонтаны, Церкви
- Альфонс-Доппель штарссе, Аркады Хофгартена, Баварская Академия наук, Бриеннерштрассе, Виттельсбахи, Дворе возле Оперы, Зал Полководцев, Кабинетный сад, Людвигштрассе, Максимилиансштрассе, Маршалл, Маршталлплатц, Национальный театр, Общество Макса Планка, Одеонсплатц, Резиденция, Резиденцтеатр, Резиденцштрассе, Театинеркирхе, Хофгартен, Хофгартентор, Хофгартенштрассе, Шпатенхаус, баварская канцелярия, площадь Макса-Иосифа, театр Кювилье, фонтан кронпринца Руппрехта, церковь Всех Святых
Путешествие вокруг Резиденции (Residenz)
Небольшое путешествие сквозь пространство и время вокруг Мюнхенской Резиденции (Residenz) — комплекса зданий, который построили баварские герцоги, курфюрсты и короли Дома Виттельсбах за долгие столетия своего здесь проживания, начиная с 1385 года до революционного ноября 1918 года.
Читать дальше- 05/04/17 Анатолий
- notf, Без категории, Дворцы, Дома, Достопримечательности Мюнхена, Замки, Мюнхен, Ратуша, Рекомендуем посмотреть, Старый город, Часы
- Виттельсбахи, Мариенплатц, Мариенхоф, Мюнхенская Ратуша, Мюнхенский ребенок, Старый Город, Хаубериссер, башня Ратуши, неоготика, неоготика в Баварии, панорамная галерея, часы ратуши
Неоготика Мюнхенской Ратуши
Неоготика, как направление в архитектуре, родилась в Англии середины XVIII века, перешла на континент, была подхвачена европейским романтизмом с его культом Средневековья и в ряде стран, особенно в Германии, стала восприниматься как собственный национальный стиль. В XIX веке неоготика получила самое широкое распространение в церковном строительстве, в строительстве резиденций монархов и даже крупных общественных зданий. Баварские богатые заказчики, архитекторы и строители сумели внести заметный, а в ряде случаев и весьма выдающийся, вклад в развитие этого архитектурного направления. В этот период были созданы королевские Дворцы в Швангау («Хоеншвангау» и «Нойшванштайн»), приходские церкви в новых районах растущего Мюнхена (три «неоготически…
Читать дальше