Императорский Кафедральный Собор Бамберга

В целостном комплексе архитектурных достопримечате…

Императорский Кафедральный Собор Бамберга

В целостном комплексе архитектурных достопримечательностей Бамберга выделяется целый ряд наиболее интересных сооружений, в том числе Императорский кафедральный собор, один из семи Императорских соборов Германии.

Императорский Кафедральный Собор Бамберга
Императорский Кафедральный Собор Бамберга. Восточный фасад Собора.

Бамбергский Императорский кафедральный Собор Святого Петра и Святого Георгия (Bamberger Keiserdom St. Peter und St. Georg) был заложен в 1004 году императором Генрихом II Святым. Завершено было строительство в начале 1012 года и 6 мая он был торжественно освящен. Еще до окончания строительства в 1007 году император основал епископство Бамберг.

Kaiserdom – Императорский собор – так традиционно назывались те романские соборы Германии, которые были построены под непосредственным покровительством императора Священной Римской империи германской нации. Обычно рядом с собором строился императорский дворец (Pfalz, Residenz). В таком соборе учреждалась кафедра епископа.

В Императорских соборах были устроены вторые, дополнительные хоры в начале среднего нефа. Они предназначались для императора и его семьи, власть которых ставилась тем самым на один уровень с властью Бога. Расположение хоров в противоположных концах главного нефа наводило на мысль о разделении власти между Богом и императором («Богу – Богово, кайзеру – кайзерово»).

Всего в ту эпоху было построено семь Императорских соборов:

  • Ахенский собор Девы Марии;
  • Шпайерский собор Девы Марии и Св. Стефана;
  • Майнцский собор Св. Мартина и Св. Стефана;
  • Вормсский собор Св. Петра;
  • Бамбергский собор Св. Петра и Св. Георгия;
  • Франкфуртский собор Св. Варфоломея;
  • Кёнигслуттерский собор Св. Петра и Св. Павла.

Бамбергскому Императорскому собору в начале своей истории довелось пережить разрушительный пожар 1081 года, новое строительство и новое освящение Отто Бамбергским в 1111 году, а затем еще один пожар. Третье здание Собора было построено в 1217 году и освящено 6 мая, как и первое. Это здание, заметное своими четырьмя высокими островерхими башнями, мы и видим сегодня на вершине холма Domberg в Городе на холмах, протянувшемся по левому берегу реки Регнитц. Из пространства кварталов пешеходной зоны островной части Бамберга можно подняться к Собору пройдя сначала по Верхнему мосту Старой Ратуши, затем вверх по оживленной Karolinenstraße, в конце которой повернуть направо, на Residenzstraße, а с нее надо перейти на Domplatz.

Собор построен в романском стиле, господствовавшем в западноевропейском искусстве X – XII веков. Для этого стиля характерна суровая, крепостного вида архитектура. Построенные в то время монастырские комплексы, церкви, замки устанавливались на возвышенных местах, господствуя над округой. Так и собор в Бамберге стоит на холме, самим расположением впрямую, со спокойным достоинством указывая на свое место в структуре мира. Он приподнят над городом, над всем окружающим пространством, находится между людьми и небом. Чтобы попасть в собор, надо преодолеть довольно крутой подъем, подняться над уровнем земли куда-то высоко, почти до неба. И только там, в поднебесье, находится место незримого присутствия Бога.

Кроме того, в те далекие времена такое расположение собора давало дополнительные преимущества с точки зрения безопасности: любой приближающийся к собору был виден издалека.
Размеры собора: длина 94 м, ширина 28 м, высота 26 м.

Одним из основных элементов романской архитектуры были высокие башни. Четыре башни Бамбергского собора стоят на четырех углах прямоугольника храма. Высота каждой башни 81 м.

Императорский Кафедральный Собор Бамберга
Императорский Кафедральный Собор Бамберга. Католический храм в плане.

Церкви были ориентированы по сторонам света и строились в виде базилики – вытянутого, прямоугольного в плане здания, разделенного внутри продольными рядами колонн на несколько частей (нефов), имеющих самостоятельные перекрытия. В плане средневековый храм повторял латинский крест. Его большая протяженность была обусловлена не только желанием вместить побольше верующих, но и показывала символически длинный путь, который должен пройти человек в своем совершенствовании, долгий путь к Богу. На боковых стенах церквей часто помещали 14 картин или рельефов, изображающих сцены Крестного пути Христа.

Средний неф строился выше боковых. Верхняя часть его стен поднималась над крышами боковых нефов и прорезалась окнами, из которых освещалось все пространство среднего нефа.

Императорский Кафедральный Собор Бамберга
Императорский Кафедральный Собор Бамберга. Верхняя часть стен центрального нефа, прорезанная окнами. Высокие башни собора.

Перед входом в церковь располагался поперечный притвор (нартекс). Здесь обычно находились отлученные от церкви и оглашенные, то есть готовящиеся к обряду крещения.

Два входных портала Бамбергского Собора, ведущие в боковые нефы, смотрят на восток, в сторону Города на островах. Таким образом, прихожане, поднявшись к собору из города сразу попадают к входу. Слева расположены Адамовы ворота, через которые выпускались из церкви кающиеся, изгнанные из церкви, как Адам из рая.

Справа находятся ворота милости. Сегодня это главный вход в Собор. Сложный восьмикратный косяк ворот заканчивается полукруглой аркой, где на троне восседает Матерь Божья. Рядом - коленопреклоненные учредители Собора – Генрих II и Кунигунда. За ними скромно стоят покровители церкви Св. Петр и Св. Георгий.

В боковом нефе, у первой колонны установлена надгробная плита папы Клеменса II (1047 г.), который был также епископом Бамберга.

На второй колонне, на консоли стоит статуя Елизаветы, «смеющегося ангела». А дальше, на третьем столбе, у входа в Георгиевский хор, высоко на консоли – поистине шедевр скульптуры романского периода (начало XIII века): конная статуя, названная «Бамбергский всадник» («Der Bamberger Reiter"). Это индивидуальное, портретное изображение молодого короля в короне, спокойного и горделивого, с вдохновенным поворотом головы. Напряженный взгляд всадника устремлен в направлении западного хора, вдаль, как будто что-то привлекло его внимание. Всадник безоружен, облачен в длинное платье и плащ. Обруч короны украшен двумя рядами драгоценных камней, а края – королевскими лилиями. Такое конкретное изображение одежды и снаряжения еще не встречалось до этого ни в одном произведении. Фигура всадника возвышается на коне, словно на пьедестале. Эта пирамидальная композиция, усиленная массивным многоярусным балдахином, придает фигуре торжественность, величие. Скульптура поставлена так, что целиком видна из среднего нефа, издалека привлекая внимание зрителя, овладевая огромным пространством нефа. Поражают в скульптуре строгие и правильные пропорции человеческой фигуры и коня, что необычно для раннего средневековья. Только в XVII веке будут открыты идеальные пропорции человеческого тела (Леонардо да Винчи).

Чье же это изображение? Неизвестно. Есть множество предположений. Наиболее вероятные из них называют короля Конрада III, похороненного в соборе в 1152 году, либо первого венгерского короля Штефана I Святого, крестившего венгров и канонизированного католической церковью в 1087 году. Его женой была сестра Генриха II Гизела. Оправданна еще одна гипотеза, утверждающая, что «Бамбергский всадник» изображает первого христианского императора Константина I Великого (306 – 337 г.г.). Главным доказательством приверженцы этой гипотезы считают поворот головы всадника в сторону западного хора, что соответствует легенде о видении императором креста «в закатный час на западной стороне небосклона, как раз над заходящим солнцем».

Императорский Кафедральный Собор Бамберга
Императорский Кафедральный Собор Бамберга. Взгляд в сторону восточных хоров Св. Георга. Хорошо виден «Бамбергский всадник» на столбе возле входа на хоры.

В среднем нефе, между лестницами в восточную алтарную часть возвышается надгробие учредителей собора императора Генриха II и его супруги Кунигунды. Это надгробие изготовлено между 1499 и 1513 г.г. скульптором Тильманом Рименшнайдером из зольнхофского мрамора. На крышке изображена лежащая императорская пара в полный рост. На боковых рельефах видны сцены из легенд: появление Св. Бенедикта у постели больного императора; сон Генриха II о взвешивании его души архангелом Михаэлем; Кунигунда, выплачивающая жалованье мастеровым и «чудо пфенниг»; Кунигунда, ступающая по раскаленным углям в доказательство своей супружеской верности.

Восточные хоры посвящены Св. Георгу. Отсюда началось строительство собора в романском стиле, а противоположные, западные хоры Св. Петра уже содержат некоторые элементы ранней готики.
Пересечение среднего и поперечного нефа образует средокрестие.

Южнее него, в поперечном нефе находится «Рождественский алтарь», вырезанный из дерева художником-резчиком Вайтом Штоссом (1523 год). На алтаре показаны события Рождества Христова.
Западные хоры Св. Петра – место для духовенства во время богослужения, символический образ рая. Самыми священными местами храма, главными его смысловыми элементами являются алтарь и дарохранительница. Алтарь – накрытый покрывалом стол, на котором ставится богослужебная утварь, лежат богослужебные книги. У алтаря совершаются основные священнодействия, которые видят все верующие, так как он всегда открыт. Алтарь католического храма отделяется от нефа низкой перегородкой. Поэтому внутреннее его пространство более открыто и зрительно воспринимается значительно бо,льшим, чем пространство православного храма при равных внешних размерах.

В западной алтарной части стоят два надгробия: архиепископа Филиппу графу фон Хеннебергу (1487 год) и папы Клеменса II (1047 год) – единственная папская могила севернее Альп.

В больших католических храмах обязательно есть кафедра, с которой священник произносит проповедь. Если в храме постоянно ведет службу епископ, храм называется кафедральным собором.

Императорский Кафедральный Собор Бамберга
Императорский Кафедральный Собор Бамберга. Кафедра епископа и трубы органа на северной стене главного нефа.

Для обхода хоров устроены специальные проходы – деамбулатории.

В поздних романских церквях, каким является Бамбергский собор, применялись разработанные зодчими системы сводчатых перекрытий, цилиндрических и крестовых сводов. Такие своды, опирающиеся на нервюры, мы и видим в Соборе.

Императорский Кафедральный Собор Бамберга
Императорский Кафедральный Собор Бамберга. Своды собора. Яркие лучи солнца проникают сквозь окна верхней части стен и освещают внутреннее пространство главного нефа. На потолке, спрятанные за нервюрами, видны хулиганские физиономии.

На своде среднего нефа, ближе к западным хорам, хорошо заметны две разрисованные хулиганские физиономии. Говорят, кто-то из епископов, наняв художников для ремонта росписей, поскупился и не полностью выплатил им оговоренное жалованье. Обозленные художники намалевали две рожи с высунутыми языками и тут же сломали строительные леса. При этом художники уважительно отнеслись к верующим, не задели их чувств: они спрятали свои каракули за выступающие нервюры, их не видно верующим со стороны наоса. Зато епископ, находясь в алтарной части, прекрасно видел эти дразнящие высунутые языки. Как они сохранились, почему не стерты до сих пор? Вопрос.

Императорский Кафедральный Собор Бамберга
Императорский Кафедральный Собор Бамберга. «Месть» обиженного художника.
Императорский Кафедральный Собор Бамберга
Императорский Кафедральный Собор Бамберга. «Месть» обиженного художника.

Под хорами, ниже уровня пола храма устроена крипта («тайное место») – склеп, где находится захоронение святого, которому посвящен храм, или иных достойных личностей. В крипте Бамбергского собора размещены саркофаги первого епископа Бамберга и короля Конрада III, умершего в городе в 1152 году после возвращения из очередного крестового похода.

Императорский Кафедральный Собор Бамберга
Императорский Кафедральный Собор Бамберга. Мемориал Св. Генриха и Св. Кунигунды. «Bittet für uns!» (Молитесь за нас).

Здесь же устроен мемориал Святой Императорской пары – Генриха II и Кунигунды. На невысокой мраморной колонне стоят, накрытые стеклом, их короны. Надпись на колонне гласит: «Heiliger Heinrich, Heilige Kunigunde. Bittet für uns! – Святой Генрих, Святая Кунигунда. Молитесь за нас!»

В соседнем с собором доме соборного капитула размещены экспонаты епархиального музея.

В середине продольной стороны Собора, обращенной к Соборной площади, встроен княжеский портал, который служил для торжественного входа в Собор во время больших праздников. На скошенных, устремленных к воротам боках портала находятся символические барельефы, изображающие 12 фигур апостолов, стоящих на плечах пророков. Так Новый Завет стоит на прочном фундаменте Ветхого Завета, так все новое вырастает из старого. Над ними в тимпане изображен Страшный Суд.

Как и любой храм, собор всеми доступными средствами говорит о величии Бога, его непостижимости. Но будучи Императорским, он одновременно утверждает, что Император находится в небесных высях рядом с Богом, власть его божественна, дана Богом. Удел же прихожан, народа: находясь на полу нефа (от лат. navis – корабль), как на палубе ковчега, плывущего по бурному морю жизни, истово молиться Богу и уповать на Божий промысел, твердость рук и умение ведущего ковчег Божьего Помазанника.

Императорский Кафедральный Собор Бамберга
Императорский Кафедральный Собор Бамберга. Западные хоры, посвященные Св. Петру. Прихожане, сидя на скамьях лицом в сторону алтаря, внимательно слушают проповедь, не отвлекаясь на плотские неудобства.

А чтобы народу было удобнее, в наосе установлены скамьи. Это небольшая уступка плоти, так как трудно полностью отдаваться молитве в процессе длительного богослужения, не отвлекаясь при этом на чисто физические неудобства. Так установлено несколько столетий назад, а ранее, в средние века прихожане стояли, как и в православных храмах. Однако, несмотря на скамьи, в ряде моментов богослужения католики молятся стоя или на коленях. Для удобства коленопреклонённого моления на скамьях устроены ступени.

Надо отметить, что наличие скамей в храме очень удобно для туристов, гуляющих по городам Европы. Всегда можно зайти и отдохнуть, посидеть в тишине, любуясь прекрасным интерьером храма, если повезет, послушать звуки органа, уводящие куда-то в небесные выси, далеко от суеты и шума городских улиц. Не возбраняется и помолиться, неважно, что храм католический. И только когда проходит служба – не надо мешать, если уж зашел в храм, постой в уголочке тихо, помолчи, послушай.

Императорский Кафедральный Собор Бамберга
Императорский Кафедральный Собор Бамберга. Вид Собора и Резиденции со стороны Михаэльсберга.

Как доехать до Императорского Кафедрального Собора Бамберга

Императорский Кафедральный Собор Бамберга
Императорский Кафедральный Собор Бамберга. Карта дорог в Бамберг.

На автомашине:
Автомагистрали А70, А73 пересекаются в пригороде Бамберга, образуя «Бамбергский крест».
По железной дороге:
Бамберг – крупный железнодорожный узел. Здесь останавливаются скоростные поезда ICE и IC направления Мюнхен – Берлин, а также многочисленные поезда местных линий, курсирующие по направлениям в Мюнхен, Франкфурт, Нюрнберг, Вюрцбург.

Императорский Кафедральный Собор Бамберга
Императорский Кафедральный Собор Бамберга. Карта Бамберга.

Императорский кафедральный Собор обозначен на карте города цифрой 9.

Время работы Императорского Кафедрального Соборы Бамберга

Собор открыт ежедневно с 8.00 часов до 17.00 часов. Осмотр Собора возможен только когда нет богослужений.

Епархиальный музей открыт: вторник – воскресенье с 10.00 часов до 17.00 часов.
24, 25 и 31 декабря, в масленичный вторник, в страстную пятницу – закрыто.


Города в статье

Похожие статьи

Кварталы Старого Города Бамберга

Городские кварталы старинных зданий Старого Города Бамберга очень гармонично вплетены в холмистый ландшафт с широкой долиной реки Регнитц в семи километрах от её впадения в Майн. Бамберг называют «немецким Римом» за его размещение на семи холмах, многочисленные монастыри, церкви, за его долгий, в течение восьмисот лет, статус резиденции княжества. За всю свою тысячелетнюю историю город ни разу не подвергался существенным разрушениям, даже в период Второй мировой войны, что очень необычно для Германии. Горожане считают, что так получилось благодаря молитвам живших здесь на рубеже X – XI веков императора Генриха II и его супруги Кунигунды, причисленных к лику святых ещё в далекой древности. Так это, или нет, но прекрасно сохранившийся единый…

Читать дальше

О нас

Путеводитель по Мюнхену и другим городоам Баварии и Тироля от местных жителей для туристов и местных жителей - достопримечательности Мюнхена, события, музеи и интересные места, Мюнхен вместе с детьми и для компании.

Новости

Подпишитесь на нашу рассылку об интересных местах и событиях Мюнхена

Настройки


© MunchenGuide 2018 - Все права защищены

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.