Неоготика Мюнхенской Ратуши
Неоготика, как направление в архитектуре, родилась…
- 5 апреля 2017 Анатолий
- notf, Без категории, Дворцы, Дома, Достопримечательности Мюнхена, Замки, Мюнхен, Ратуша, Рекомендуем посмотреть, Старый город, Часы
- Виттельсбахи, Мариенплатц, Мариенхоф, Мюнхенская Ратуша, Мюнхенский ребенок, Старый Город, Хаубериссер, башня Ратуши, неоготика, неоготика в Баварии, панорамная галерея, часы ратуши
Неоготика Мюнхенской Ратуши
Неоготика, как направление в архитектуре, родилась в Англии середины XVIII века, перешла на континент, была подхвачена европейским романтизмом с его культом Средневековья и в ряде стран, особенно в Германии, стала восприниматься как собственный национальный стиль. В XIX веке неоготика получила самое широкое распространение в церковном строительстве, в строительстве резиденций монархов и даже крупных общественных зданий.
Баварские богатые заказчики, архитекторы и строители сумели внести заметный, а в ряде случаев и весьма выдающийся, вклад в развитие этого архитектурного направления. В этот период были созданы королевские Дворцы в Швангау («Хоеншвангау» и «Нойшванштайн»), приходские церкви в новых районах растущего Мюнхена (три «неоготических сестры»: церковь Св. Иоанна Крестителя (St. Johann Baptist) в Хайдхаузене; церковь Св. Креста (Heilig-Kreuz-Kirche) в Гизинге; церковь Вспоможение Марии (Mariahilfkirche) в районе Ау).
Наконец, на рубеже XIX - XX веков по проектам архитектора Георга фон Хаубериссера возводятся приходская церковь Св. Павла в Людвигсфорштадте и Новая Ратуша для размещения Городского Совета и аппарата Администрации сильно выросшего численно и территориально города. И если здание церкви специалисты оценивают скорее как очень хорошую подделку под настоящую средневековую готику, то неоготика Мюнхенской Ратуши воспринимается как шедевр неоготической архитектуры.
Замкнутое трапециевидное каре комплекса корпусов Ратуши занимает все пространство между Мариенплатц и Ландшафтштрассе (Landschaftstrasse), Вайнштрассе (Weinstrasse) и Диенерштрассе (Dienerstrasse). Между сдвинутыми внутренними корпусами устроены шесть глухих дворов по образцу средневековых замков. Достаточно вспомнить внутренние дворы Хауптбурга замка Бургхаузен (Burghausen) на юго-восточной баварской границе с Австрией.
Южный фасад Ратуши.
На главную городскую площадь Мариенплатц выходит великолепно украшенный южный фасад здания длиной 98,5 метров с асимметрично сдвинутой к западу башней (Rathausturm) высотой 85 метров. Главный фасад Мюнхенской Ратуши своим видом сильно напоминает фасад Ратуши Венской и Ратуши в Брюсселе. Но это ни о чем не говорит: в конце концов, все корабли или самолеты, построенные в одну техническую эпоху также схожи друг с другом и внешне, и даже в деталях.
Стены Ратуши выстроены из пористого известняка и кирпича. В целом плоскому и казалось бы застывшему фасаду придает дыхание жизни, движение, насыщает его аллегорическим смыслом, историей сплошное кружево из необработанного камня, в котором выделяются острые шпили, башенки и колоколенки, торчащие из всех углов горгульи, барельефы, гротескные маски и разных размеров скульптуры святых и легендарных фигур. Из плоскости фасада выступают аркбутаны, упирающиеся в контрфорсы, балконы, поддерживаемые массивными консолями, опоясанные колоннами, угловыми башенками. По всему нижнему этажу (Erdestock), на балконах - повсюду ряды стрельчатых арок. Равномерно по фасаду расположены высокие, узкие, сдвоенные окна.
На уровне первого и второго (по баварскому счету) этажей в два ряда построены баварские герцоги, курфюрсты и короли: на правом фланге Генрих Лев - основатель города, за ним - представители старейшей в Европе династии Виттельсбах, правившие Баварией из Мюнхена более 700 лет. Во главе этого каменного воинства в центре фасада и несколько впереди ловко, молодцевато гарцует на коне весьма пожилой принц-регент Луитпольд, либеральное правление которого завершилось вскоре после постройки Ратуши.
Скульптуры герцогов и конная фигура принца-регента Луитпольда.
Крылатый змий.
В левом углу здания, выходящем на Weinstrasse, на город ползет страшное чудище - крылатый змий, олицетворение чумы, и горожане разбегаются в ужасе в стороны. Этот угол так и назван - Wurmeck (Угол змия). А на правом углу, со стороны Dienerstrasse, Святой Георгий побеждает змия (автор - мюнхенский скульптор Syrius Eberle).
Возле Рыбного фонтана (Fischbrunnen) находится главный вход в Ратушу. Здесь же - самый известный балкон города. Обычно на этот балкон выходят герои крупных спортивных соревнований, чтобы показаться толпе болельщиков на Мариенплатц. С этого балкона выступает обербургомистр города перед началом ярмарок и праздников.
Башня Ратуши составлена из четырех секций-ступеней: две нижние - квадратные, две верхние - шестигранные. Как и фасад, башня украшена остроконечными колоколенками, угловыми башенками, выступающими балконами и рядами колонн.
Все украшения, башенки и колоколенки Ратуши устремлены ввысь вслед за большим остроконечном шпилем, который венчает башню и поднимает высоко к небу бронзового «Мюнхенского ребенка» («Münchner Kindl»), маленького монашка. В левой руке монашек держит Евангелие, а правой благословляет Мюнхен. Нет в городе никого и ничего выше этого монашка, кроме башен главной городской церкви Фрауенкирхе - «кроме Бога одного!»
Бронзовый Герб города «Münchner Kindl» был создан скульптором из Швабинга Антоном Шмидом, а моделью послужил его девятилетний сын, Людвиг Шмид Уайлди, будущий популярный мюнхенский артист, режиссер и изобретатель в области электротехники.
Далеко не в каждом доме средневекового города имелись часы. Мало того, даже не каждый город мог позволить себе установить дорогостоящий прибор на ратуше. Зато если приезжий гость слышал бой курантов с высоты городской башни, он сразу понимал, что прибыл в достаточно большой и богатый город. Соблюдения этой средневековой традиции настойчиво добивался и архитектор Мюнхенской Ратуши, когда требовал непременно поставить на башню куранты (Glockenspiel).
Сегодня мы видим в верхней части нижней ступени башни механический «кукольный театр», в котором движущиеся деревянные фигуры зимой дважды, а летом трижды в день показывают два значительных события из жизни средневекового Мюнхена. Наверху изображается рыцарский турнир, состоявшийся на Мариенплатц в 1568 году во время свадьбы герцога Вильгельма V и Ренаты Лотарингской. Тогда на площади еще не было колонны Марии и она называлась «Шранненплатц». Внизу бондари в красных куртках своим жизнеутверждающим танцем зовут горожан выйти на улицы и радоваться победе над чумой, косившей население в 1517 году.
Внутри второй ступени башни установлены 43 колокола курантов и карильон, управляющий всеми механизмами. В верхней части гармонично смотрится круглый бело-голубой циферблат.
Сразу же над циферблатом, наверху второй ступени, огорожена готической балюстрадой узкая галерея вокруг центрального шестигранника. С высоты галереи хорошо видна панорама Старого города и ближайших районов, даже вершины Альп видны в хорошую погоду. Подняться на галерею любому туристу поможет самый современный лифт, шахта которого спрятана позади башни, с тыльной её стороны.
Чтобы попасть к лифту, надо пройти под большой стрельчатой аркой внизу башни, украшенной полным Гербом города с двумя рыцарями, держащими бело-голубой флаг Баварии и черно-желтый флаг Мюнхена. Высокий коридор с крестовым готическим сводом ведет во внутренний двор Ратуши (Prunkhof), покрытый брусчаткой огромного лабиринта, который нечасто можно увидеть полностью. Летом во дворе расставлены столики ресторана «Ratskeller», занимающего почти весь подвал Ратуши, а зимой двор занят павильонами Рождественского рынка («Christkindlmarkt»).
Внутренний двор со столиками.
Внутренний двор без столиков.
Оформление внутреннего двора полностью укладывается в рамки неоготического стиля здания в целом. В этом стиле оформлено крыльцо ресторана «Ratskeller», крыльцо Галереи Ратуши («Rathausgalerie»), где регулярно проводятся тематические выставки. Повсюду видны те же, что и на фасаде, скульптуры, горгульи, башенки и колоколенки, высокие стрельчатые арки, узорные рамы окон, решетки ворот.
В виде отдельной башни выстроена винтовая «Лестница жизни», своеобразная аллегория прохождения жизни человека через разные её этапы от веселого мальчишеского детства до печальной согбенной старости.
Из внутреннего двора можно выйти на улицу Вайнштрассе (Weinstrasse) и полюбоваться западным фасадом Ратуши, также украшенным башенками, колоколенками и скульптурами, но скромнее, чем южный фасад. Затем, обойдя Ратушу по Мариенплатц, можно рассмотреть восточный фасад вдоль улицы Диенерштрассе (Dienerstrasse).
Здесь вы уже не увидите скульптур и прочих «архитектурных излишеств». Это строгий фасад делового здания, соответствующий названию улицы: «Улица слуг» или «Служебная улица». Пройдя по ней, вы попадете на короткую Ландшафтштрассе (Landschaftstrasse), проходящую вдоль тыльной северной стороны Ратуши. Сразу за ней раскинулся большой задний двор Ратуши - Мариенхоф (Marienhof), а «на дворе - трава». Здесь вы прекрасно отдохнете после долгого и внимательного изучения неоготики Мюнхенской Ратуши.
Как добраться до Мюнхенской Ратуши
- S-bahn все линии, станция «Marienplatz».
- U-bahn линии U3, U6, станция «Marienplatz».
Выход на поверхность в направлении «Marienplatz».
Города в статье
Похожие статьи
- 25/11/15 Анатолий
- notf, Без категории, Мемориалы, Старый город, уроженцы Мюнхена
- Брехт, Зоммер, Зюддойче Цайтунг, Макс Вагнер, Мариенплатц, Розенштрассе
Памятник «Зиги Зоммер»
[text_block_nav title=»Описание»]Много ли встречали вы памятников простому журналисту, газетному репортеру? Мягко говоря, немного. По Розенштрассе от Мариенплатц в сторону здания, где ранее размещалась редакция мюнхенской вечерней газеты «Abendzeitung», идет бронзовый Зигфрид Зоммер (Siegfried Sommer), репортер этой газеты, который в течение сорока лет, начиная с 1949 года, с завидной регулярностью давал колонки с репортажами о буднях родного города, жизни его жителей. Репортажи подавались в форме рассказов о прогулках некоего Блазиуса, прохожего (Blasius, der Spaziergänger), и снабжались иллюстрациями карикатуриста Эрнста Хюрлиманна. Сотрудничать в газете «Münchner Abendblatt» Зоммер начал в тридцатых годах. Затем он полностью разделил суд…
Читать дальше- 08/06/16 Анатолий
- notf, Без категории, Достопримечательности Мюнхена, Мюнхен, Рекомендуем посмотреть, Старый город, Церкви
- Альбрехт V, Архангел Михаил, Вильгельм V, Герхард, Дитрих, Евгений Богарнэ, Карлсплатц (Штахус), Контрреформация, Мариенплатц, Мартин Лютер, Питер Кандид, Рената Лотарингская, Реформация, Сустрис, король Людвиг II, орден иезуитов, фон Кленце, церковь Иль-Джезу, церковь Св. Михаила
Церковь Святого Михаила (Kirche St. Michael)
В 1468 — 1488 годах в Мюнхене на средства, собранные народом, была построена огромная церковь Фрауенкирхе. «Мужчины и женщины, благородные и неблагородные, богатые и бедные, молодые и старые …», все жители города, кто сколько мог, жертвовали на строительство второй приходской церкви Мюнхена. Прошло сто лет и неподалеку от Фрауенкирхе выросла иезуитская церковь Святого Михаила (Jesuitenkirche St. Michael), обязанная своим появлением исключительно правящим герцогам Баварии. Это столетие принесло много перемен. Изобретение Гутенбергом в 1450 году печатного станка помогло распространению по всей Европе культуры гуманизма и Ренессанса, вызвало новый интерес к изучению Библии, что в свою очередь пробудило мысль о необходимости церковных реформ. В…
Читать дальше- 19/10/15 Анатолий
- notf, Без категории, Достопримечательности Мюнхена, Мюнхен, Церкви
- Мариенплатц, Мюнхен, Старая ратуша, герцог Людвиг I, король Максимилиан I, церковь Св. Духа, церковь Св. петра
Церковь Святого Духа (Heilig Geist-Kirche)
[text_block_nav title=»Описание»]Когда вы идете по улице Tal Straße от ворот Isartor к центру Старого города, перед самой Мариенплатц из-за фасада большого современного здания мюнхенского «Сбербанка» — «Stadtsparkasse» вам вдруг открывается великолепная картина средневекового города: высокая остроконечная башня и такие же остроконечные маленькие башенки Старой ратуши, красные черепичные крыши, тянущиеся к небу колокольни самых старых церквей Мюнхена – церковь Святого Петра и церковь Святого Духа (Heilig Geist-Kirche). Церковь Святого Духа В 1208 году герцог Людвиг I Кельхаймский, живший в 1173 – 1231 годах, основал в Мюнхене, по соседству с церковью Св. Петра, больницу Св. Духа. Роль больничной церкви стала выполнять небольшая часовня, пост…
Читать дальше