На прекрасном голубом Дунае.
Бронзовый макет Старого Регенсбурга с рукавами Дун…
- 7 апреля 2015 Анатолий
- notf, Без категории, Вместе с детьми, Дворцы, Дома, Замки, Зарисовки, Мемориалы, Монастыри, Музеи, Природа, Регенсбург, Реки, Рекомендуем посмотреть, Церкви, каналы, мосты, музыка, пиво
- Амалия Крюденер, Валхалла, Дунай, Жюль Верн, Иоганн Штраус, Каменный мост, Регенсбург, Турн-и-Таксис, Тютчев, Фридрих Барбаросса, замок Штауф, канал Рейн-Майн-Дунай, крестовые походы, русская поэзия
На прекрасном голубом Дунае.
Главной достопримечательностью Регенсбурга, города на самом северном изгибе Дуная, в устье реки Реген, считается Каменный мост (Steinerne Brücke). И надо сказать, он того заслуживает. Это действительно шедевр того времени, когда только начинало возрождаться искусство инженеров – строителей Рима, построивших много удивительных сооружений.
В хаосе, возникшем после крушения Империи, в хаосе переселения огромных масс людей, целых народов прекратились торговля, строительство дорог, мостов, строительное искусство, секреты изготовления ряда материалов были утрачены. Многие мосты были просто разрушены в ходе военных конфликтов.
Возрождая в начале IX века Римскую империю, Карл Великий попытался возродить и сеть римских дорог. Кое что ему удалось, но не возрождение мостов. Передвигаясь по старым римским дорогам, путешественники вынуждены были при переправе через реки пользоваться паромами, временными понтонами, а чаще всего – искать броды.
Строительство мостов требует, кроме знаний и умения, еще и немалых финансовых затрат, а этого и не хватало людям долгое время. почти за долгие восемьсот лет не зафиксировано в Европе ни одного нового моста.
Примерно к XII веку стали происходить положительные изменения, начала развиваться торговля, сельское хозяйство, расти и богатеть города. Именно в XII веке наблюдается всплеск возведения огромных, величественных кафедральных соборов с колокольнями, тянущимися высоко к небу. Именно тогда вновь возникает острая надобность в прочных, удобных мостах, на строительство которых готовы тратить средства купцы, перевозящие товары из конца в конец континента. В этот период были сооружены многие крепкие каменные мосты: через Майн в Вюрцбурге – 1146 год; через Дунай в Регенсбурге – 1146 год; через Влтаву в Праге – 1172 год; через Рону в Авиньоне – 1188 год; через Темзу в Лондоне – 1209 год; через Эльбу в Дрездене – 1260 год.
Строительство мостов стимулировала церковь: тот, кто жертвовал средства на мост, получал отпущение грехов, что подтверждалось индульгенцией папы Римского. Для пополнения городской казны, истощившейся за время строительства, муниципалитеты обычно устанавливали «мостовой сбор» с каждого проезжающего.
Мост в Регенсбурге через Дунай – самый большой из сохранившихся до нашего времени средневековых мостов Германии. Его длина 336 метров, ширина 8 метров. На этом месте до него стоял построенный еще во времена Карла Великого наплавной мост, не удовлетворявший к XII веку потребности выросшего города, процветающего центра на перекрестке торговых путей.
Начали строить каменный мост в 1135 году, дождавшись предельно низкого уровня воды в реке. Чтобы соединить берега реки, понадобилось соорудить 16 арок. Через определенные расстояния поперек русла реки были насыпаны большие искусственные каменные острова, на которых установили опоры. Это естественно сильно уменьшило ширину потока воды, привело к увеличению её скорости. В результате судоходство стало практически невозможным: малые суденышки течение гнало с большой скоростью, грозило разбить, а большие суда не могли пройти под узкими и низкими арками. Но горожане вышли из положения, построив обводной канал. Зато усиленный напор воды стало возможным использовать для вращения колес водяных мельниц. Их установили между арками моста.
Закончили строительство моста в 1146 году, а в 1147-м по нему прошли тысячи крестоносцев, участников Второго крестового похода. Вторично такую же почетную миссию мост выполнил спустя 43 года, когда император Фридрих I Барбаросса двинул из Регенсбурга огромную армию германских рыцарей в роковой для него Третий крестовый поход.
Строительство таких огромных сооружений вызывало у людей удивление и восхищение, смешанное со страхом и недоверием. Они не могли поверить, что такое сооружение может воздвигнуть обыкновенный человек, пусть даже и образованный архитектор или инженер-строитель. Непременно тут было вмешательство нечистой силы! Поэтому возникали различные легенды, например, легенда о помощи Сатаны при строительстве Фрауэнкирхе в Мюнхене. Здешняя легенда говорит о споре строителей моста и собора в Регенсбурге, кто из них быстрее закончит свою работу. Создатель моста решил ускорить свою работу, договорившись с чертом. Тот согласился помочь, но при условии, что первые три души, которые пройдут по мосту, будут принадлежать ему. После этого строительство пошло быстрее, и мост был построен значительно раньше собора. Но хитрый строитель не дожидаясь начала движения по мосту пустил вперед всех петуха, курицу и собаку. Черт так разозлился, что попытался разрушить мост, но сил ему не хватило. Только сделал его горбатым и кривым. С тех пор мост так и стоит с горбом посередине и изогнутый в плане.
В пору строительства моста рядом с ним и вплотную к городской стене было построено маленькое временное строение. В нем разместилась кухонька, в которой жарились сосиски. Приходили строители, отдыхали, ели жареные сосиски с тушеной квашеной капустой, пили пиво. Мост построили, по нему стали ходить и ездить люди, также приходили в кухоньку, ели сосиски с капустой, пили пиво, отдыхали. Нет ничего более постоянного, чем временное! Каменной городской стены уже давно нет, а маленькая кухонька стоит. Вот уже почти 900 лет дымится на набережной печка, жарятся сосиски, тушится капуста, приходят люди, отдыхают, пьют пиво, закусывают. Жизнь продолжается!
Большой дом под красной черепичной крышей был пристроен к кухоньке в 1620 году для хранения соли, которую перевозили через Каменный мост.
Но нам уже пора к причалу: там уже стоит в ожидании пассажиров маленький речной кораблик.
На правом берегу реки, над красными крышами города возвышаются две башни собора Святого Петра (Regensburger Dom, Dom St. Peter), главной церкви Регенсбургской епархии, памятника готической архитектуры Баварии. Построен на месте прежней романской церкви. Строительство продолжалось 600 лет с перерывами, начиная с 1275 года по 1872 год. Но и в наши дни идут работы по текущему ремонту, очистке фасадов, шпилей башен, корректировке интерьера. Работой по поддержанию здания в надлежащем состоянии руководит специально созданное государственное управление Dombauhütte.
Название «Дунай» звучит примерно одинаково на всех современных европейских языках и восходит к названию «Danuvius», которым реку называли кельты. Они жили здесь в первом тысячелетии до новой эры. Самые ранние и очень достоверные сведения о реке дал еще Геродот (V век до новой эры), который называл реку по-гречески Истр.
Исток Дуная находится в Федеральной Земле Баден – Вюртемберг, в городке Донаушинген, и происходит из слияния двух ручьев – Бреге и Бригах, стекающих с гор по Шварцвальду. Длина реки 2960 километров, то есть Дунай – вторая после Волги по протяженности река в Европе. Он протекает непосредственно по территории или по границе государств: Германия, Австрия, Словакия, Венгрия, Хорватия, Сербия, Болгария, Румыния, Молдавия, Украина. Здесь, на стыке Румынии и Украины Дунай разбивается на рукава, образуя дельту и впадает в Черное море. Кроме того, в водосборном бассейне реки расположены: Швейцария, Италия, Чехия, Польша, Словения, Босния и Герцеговина, Черногория, Албания, Македония.
На западе границу Баварии Дунай пересекает возле Ной-Ульма. Петляя, то сужая, то расширяя русло река течет на северо – восток до Регенсбурга, здесь как будто упершись во что-то непреодолимое, поворачивает на юго – восток и течет до Пассау, где сливаются три реки – Дунай, Инн и Ильц. Километрах в тридцати после Dreifluße-Eck (Угол трех рек) Дунай пересекает восточную границу Баварии и уходит в Австрию. Таким образом, 387 километров Дунай бежит по территории Баварии (Швабия, Верхняя Бавария, Нижняя Бавария, Верхний Пфальц, снова Нижняя Бавария).
Немного выше по течению от Регенсбурга, в Кельхайме, в Дунай впадает река Альтмюль (Altmühl). Последние перед Дунаем её километры расширены, очищены и превращены в финальную часть канала Рейн-Майн-Дунай (Rhein-Main-Donau-Kanal, RMD), длиной 171 километр, шириной 55 метров и глубиной 4 метра. Канал строился с шестидесятых годов прошлого века, и с его открытием в 1992 году появился прямой трансевропейский водный путь от Роттердама на Северном море до Сулина на Черном море длиной 3500 километров. Судоходство на Дунае вследствие достаточно теплого климата прерывается не более, чем на 1 – 2 месяца, а в теплые зимы и вовсе не прекращается.
Вдоль низкого правого берега простирается плодородная долина, которую возделывали еще древнеримские колонисты. По левому берегу видны холмы, сначала невысокие, затем все выше и выше. Между ними среди зелени заметны красные крыши и желтые стены строений, на высоких местах выделяются церкви, замки.
На левом берегу появляются крыши строений городка Донауштауф, название которому дал старинный замок на высоком холме над Дунаем, принадлежащий в X веке рыцарскому роду Штауф. Во время Тридцатилетней войны замок осадили шведы, которые сожгли и разрушили часть укреплений. В 1812 году разрушенный замок король Баварии передал семье Турн-унд-Таксис, включив его, наряду с замком Санкт Эммерам и другими, в общую сумму компенсации за утерю почтовой монополии.
При взгляде на эти развалины вспоминается всем известный, старинный сюжет: Петруша Гринёв, прибывший со своим дядькой к месту службы - Маша, капитанская дочка - Швабрин - дуэль - обстоятельства, вынуждающие героев делать те или иные поступки. На этот раз жизнь решила разыграть очередной вариант сюжета в баварских декорациях.
Юный (восемнадцать лет!) Феденька Тютчев со своим дядькой Николаем Афанасьевичем Хлоповым в июле 1822 года прибыл к месту службы. В этом варианте сюжета местом службы стала не богом забытая крепостица в глухой Оренбургской степи, а Русская дипломатическая миссия в Мюнхене, в самом центре Европы.
Соответственно, Машей здесь оказалась 14-летняя Амалия, дитя греха, внебрачная дочь графа Максимилиана Эммануэля Лерхенфельда и княгини Терезы Турн-унд-Таксис, урожденной принцессы Мекленбург-Штрелиц. То есть через мать Амалия приходилась кузиной Александре Федоровне, супруге великого князя Николая Павловича, ставшего в скором будущем Императором Всероссийским Николаем I. Вскоре после рождения дочери граф Лерхенфельд скончался, успев выпросить у жены обещание позаботиться о малышке, что та и выполнила, воспитав Амалию как приемную дочь. В 1823 году ей было дано право называться графиней Лерхенфельд, но без герба и генеалогии.
Сводный брат Амалии Макс фон Лерхенфельд только что закончил университет в Вюрцбурге и подвизался на ниве дипломатической службы, был в добрых отношениях с сотрудниками русской миссии, в том числе и с Федором Тютчевым, который стал бывать в его доме. Так повстречались Федор и Амалия, между ними возникла взаимная симпатия, некое первое юношеское чувство.
Уже в следующем, 1823 году, Тютчев бывал летом в замке фон Лерхенфельдов в Кёферинге. Приезжал он сюда и в мае 1924 года. Достигшая к тому времени своего 16-летия Амалия также была в замке. Молодым людям несложно было прогуляться к развалинам замка Штауф, которые принадлежали в то время семье Турн-унд-Таксис, то есть матери Амалии. От Кёферинга до Штауфа не более 10 километров пути на север среди полей и лесов. Судя по старинным рисункам и гравюрам, берега Дуная в этом месте уже тогда соединял деревянный мост. С вершины холма, на котором расположены развалины замка, открывался прекрасный вид на Дунай, долину за рекой. Цвели дикие яблони вокруг, дул тихо ветер, вечерело …
Но пришло лето. В Кёферинг приехал погостить и остался на все лето второй секретарь русской миссии барон Александр Крюденер, что породило сплетни и глухие разговоры. Они прекратились после заявления Крюденера об абсолютной серьезности своих намерений.
Федор Тютчев пытался что-то предпринять, в начале 1825 года ему грозила дуэль, но все закончилось миром.
Обе матери Амалии, приемная и родная трезво рассудили, что ей необходимо упрочить свое положение в обществе, получить официальный титул, средства. А барону Крюденеру, который был старше Амалии на 22 года, для продолжения карьеры нужны были её связи в высшем обществе. Типичный и откровенный брак по расчету. Бракосочетание состоялось в протестантской церкви Регенсбурга в августе 1825 года.
Тютчев был в это время в России в отпуске, продолжавшемся долгих 8 месяцев. Вскоре женился и он. Женой его стала Элеонора Петерсон, вдова, урожденная графиня фон Ботмер.
Прошло время. В июне 1833 года Тютчев был направлен с письмами к барону Крюденеру в Эглофсхейм близ Кёферинга, где супруги Крюденеры проводили лето. Здесь же оказались другие знакомые по Мюнхену и Регенсбургу, и собравшаяся компания решила прогуляться к развалинам замка Штауф. Во время прогулки из воспоминаний, теплого ветерка из долины за рекой, шума воды, вида широкого Дуная, зеленых холмов, полей сложилось чудо:
Я помню время золотое,
Я помню сердцу милый край.
День вечерел; мы были двое;
Внизу, в тени, шумел Дунай.
И на холму, там, где, белея,
Руина замка в дол глядит,
Стояла ты, младая фея,
На мшистый опершись гранит.
Ногой младенческой касаясь
Обломков груды вековой;
И солнце медлило, прощаясь
С холмом, и замком, и тобой.
И ветер тихий мимолетом
Твоей одеждою играл
И с диких яблонь цвет за цветом
На плечи юные свевал.
Ты беззаботно вдаль глядела…
Край неба дымно гас в лучах;
День догорал; звучнее пела
Река в померкших берегах.
И ты с веселостью беспечной
Счастливый провожала день;
И сладко жизни быстротечной
Над нами пролетала тень.
Пролетят годы, Тютчев овдовеет, женится во второй раз (на баронессе Эрнестине Дёрнберг, урожденной баронессе Пфеффель), будет у него возлюбленная (Елена Александровна Денисьева), будут многочисленные дети от всех трех женщин.
Амалия похоронит своего мужа, российского посланника в Швеции барона Крюденера, станет женой графа Адлерберга, генерал-губернатора Финляндии.
В 1870 году на водах в Карлсбаде случайно встретятся два уже очень пожилых человека. Мимолетная, случайная встреча вызвала вдруг давно позабытое, и появилось на свет само совершенство русской словесности:
«К.Б.»
(считается, что это расшифровывается как «Крюденер баронессе»)
Я встретил вас – и всё былое
В отжившем сердце ожило;
Я вспомнил время золотое –
И сердцу стало так тепло…
Как поздней осени порою
Бывают дни, бывает час,
Когда повеет вдруг весною
И что-то встрепенется в нас, –
Так, весь обвеян дуновеньем
Тех лет душевной полноты,
С давно забытым упоеньем
Смотрю на милые черты…
Как после вековой разлуки
Гляжу на вас, как бы во сне, –
И вот – слышнее стали звуки,
Не умолкавшие во мне…
Тут не одно воспоминанье,
Тут жизнь заговорила вновь, –
И то же в вас очарованье,
И та ж в душе моей любовь!..
26 июля 1870
(С.А.Долгополова, «Я помню время золотое…»,
www.tyutchev.ru/t16.html )
Но вот за поворотом уже видна Вальхалла (Walhalla), – Зал Славы выдающихся людей, принадлежащих германской культуре. Он был построен Лео фон Кленце по заказу короля Людвига I к очередной годовщине Битвы народов под Лейпцигом. Торжественное открытие зала состоялось 18 октября 1842 года.
Вальхалла (прагерманское Walhall - дворец павших) - в германо-скандинавской мифологии - дворец верховного бога Одина (прагерманское Wodanaz - Вотан) в Асгарде, небесном городе, в котором обитают боги - асы. Одину (Вотану) подчинены девы валькирии, которые по его указанию распределяют победы и поражения в битвах. Они доставляют в Вальхаллу героически павших в битве воинов, где они воскресают и продолжают свои вечные битвы, прерываясь только на обед во главе с Одином (Вотаном), состоящий из мёда, изобильно льющегося из вымени козы Хейдрун, и мяса вепря Сехримнира.
Храм Вальхалла возвышается на высоком холме над широким течением Дуная, на самой южной границе завоевавшей независимость от Римской империи ещё в первые годы новой эры территории Германии - Germania Magna. Гордо, смело и свободно смотрит он на юг, в сторону Рима. Внизу перед ним до самого горизонта простирается плодородная придунайская долина, а где-то там, далеко в синей дымке поднимаются к небу Альпы.
Здание Зала Славы представляет из себя копию древнегреческого храма в стиле Парфенона Афинского с мощной колоннадой вдоль стен. Длина непосредственно здания храма Вальхалла - 45,5 метров, ширина 14 метров, высота 15,5 метров. В зале ровными рядами вдоль стен установлены бюсты, в стены вделаны мемориальные доски героев. Мемориальные доски посвящены тем историческим личностям, чьи портреты или хотя бы словесные описания не могли быть доступны. В храме Славы можно увидеть имена выдающихся людей Германии за 1800 лет её истории, начиная с битвы в Тевтобургском лесу. Главным критерием изначально была принадлежность к германской культуре вне зависимости от страны, в которой жил и творил человек. Поэтому в зале можно увидеть имена немцев из Швейцарии, Швеции, Австрии, Чехии, Польши, Великобритании, Нидерландов, России, Литвы, Латвии, Эстонии. И совсем необязательно это должны были быть военные люди. Это могли быть и знаменитые поэты, писатели, художники, композиторы и инженеры, изобретатели и врачи, главы государств и политики, философы и ученые, монахи и иные клирики, мужчины и женщины - все, кто внес значительный вклад в общую копилку богатейшей германской культуры.
В момент открытия в зале было 96 бюстов и 64 мемориальные доски.
Сегодня тех, кто будет увековечен в Вальхалле, устанавливает правительство Баварии при том условии, что производится выбор только по истечении не менее 20-ти лет после кончины кандидата. Со времени открытия в зал добавлены 32 бюста и одна мемориальная доска. Таким образом, сегодня мы можем увидеть 193 памятных знака, среди которых прочитаем 12 женских имен.
В рядах удостоенных почета выдающихся деятелей четыре представителя России : Екатерина II Алексеевна Великая, урожденная София Августа Фредерика Ангальт-Цербстская (Sophie Auguste Friederike von Anhalt-Zerbst-Dornburg) - императрица всероссийская, Иоганн Буркхардт Христоф Миних - русский фельдмаршал, Иван Иванович Дибич-Забалканский - граф российский фельдмаршал, Михаил Богданович Барклай де Толли - русский фельдмаршал.
Кораблик швартуется к причалу. Здесь можно выйти на берег и подняться к Залу Славы Вальхалла, осмотреть его, посидеть на его ступенях, раздумывая о вечном и любуясь прекрасными видами реки и долины за рекой. Кораблик уходит обратно к Регенсбургу, но через час - полтора вернется и заберет вас.
Один из своих последних романов выдающийся фантаст и кабинетный путешественник Жюль Верн назвал «Le beau Danube jaune» - «Прекрасный желтый Дунай». Полемизируя с Иоганном Штраусом, чей вальс «Прекрасный голубой Дунай» был невероятно популярным в конце позапрошлого века, Жюль Верн утверждал, что Дунай несомненно прекрасен, но, протекая по песчаным и илистым почвам, быть голубым он никак не может.
Но посмотрите на реку с высоты в ясный солнечный день, убедитесь сами: всегда научно точный в своих романах писатель не учел освещение! Восторженный, влюбленный в Дунай, мечтательный музыкант прав: когда ясным солнечным днем в спокойных водах реки отражается чистое небо, Дунай действительно становится голубым!
И вот мы уже рядом с причалом в Регенсбурге. Швартуемся, сходим на берег и спешим к Исторической кухне, так хочется закусить сосисками после такой долгой и интересной прогулки.
Как прогуляться по Дунаю на кораблике.
От причала возле Каменного моста в Регенсбурге в период с 01 апреля по 22 октября ежедневно в 10.30 час и в 14.00 час отправляются пассажирские прогулочные катера в сторону Вальхаллы. Билеты надо брать в оба конца, туда и обратно. До Зала Славы Вальхалла около часа хода. Подъем к Пантеону по лестнице, осмотр зала, осмотр здания снаружи и спуск с холма вниз к берегу реки, к причалу занимает минимум 1 час 20 минут - 1 час 30 минут. К этому времени катер, на котором вы шли сюда и который ушел куда-то по своим делам, обычно возвращается, и вы можете подняться на борт и вернуться в Регенсбург. Если вы приехали с тяжелыми вещами (рюкзаки, чемоданы, детские самокаты, велосипеды), то чтобы не мучиться при подъеме, вы даже можете оставить их на катере.
Города в статье
Похожие статьи
- 03/08/14 Анатолий
- notf, Без категории, Все достопримечательности, Города, Дворцы, Дома, Замки, Ингольштадт, Ландсхут, Малая архитектура, Мемориалы, Монастыри, Музеи, Мюнхен, Озера, Природа, Ратуша, Регенсбург, Реки, Рекомендуем посмотреть, Церкви, автостроение, каналы
- Валхалла, Вельтенбург, ДОНАУВЁРТ, Дунай, Дунайский разлом, Зал Освобождения, Изар, Ильц, Ингольштадт, Инн, Кельхайм, Лех, Нойбург, Пассау, Регенсбург, Ульм, Фобург, Штраубинг, канал Майн-Дунай
Дунай
Дунай. Бассейн Дуная В наш век электроники хорошо носить в кармане библиотеку в несколько тысяч томов и легким прикосновением к экрану переходить от Сумарокова к Захару Прилепину, от него к Томасу Ману и Виктору Гюго. И все-таки, какое же это удовольствие пройтись вдоль огромных стеллажей большого книжного магазина, разглядывая красочные корешки многочисленных томов, порыться в развалах новых изданий, полистать еще совсем белые, упругие страницы, разглядывая прекрасные иллюстрации, вдыхая запах свежей бумаги, типографской краски. И забыв о времени, читать большими кусками одну книгу, другую, третью … Как-то раз разглядывал я выложенные на столах «Библио Глобуса» новинки и почти сразу наткнулся на небольшую в яркой твердой обложке книгу. На…
Читать дальше- 13/07/14 Анатолий
- notf, Бамберг, Без категории, Вюрцбург, Ингольштадт, Красиво, Ландсхут, Мюнхен, Нюрнберг, Озера, Природа, Регенсбург, Реки, каналы
- Ампер, БОДЕНЗЕЕ, Валхалла, Дунай, Изар, Инн, Кёнигзее, Лех, Майн, Пегниц, Регниц, Рейн, Реки, Химзее, Штарнбергзее, аммерзее, канал Майн-Дунай, озера, тегернзее
Озёра Баварии
Озёра и реки Баварии. Вид на Дунай и Придунайскую долину Баварии со ступеней мемориала «Валхалла». Если мы бросим взгляд на физическую карту Баварии, то среди обозначенных неровным коричневым цветом высоких гор и зелени более низких мест увидим голубые петляющие ленты множества рек и неровные пятна многочисленных озер. Озёра Баварии и её реки очень красивы, быстры и полноводны. От Ной-Ульма на западе до Пассау на востоке Баварию пересекает Дунай, деля её на две почти равные части. Озёра и реки Баварии. Дунай в Регенсбурге. Озёра и реки Баварии. Дунай в Ингольштадте С юга, с покрытых снегами вершин Альп бегут к Дунаю реки Лех и Изар. Озёра и реки Баварии. Изар в Мюнхене. Озёра и реки Баварии. Изар в Ландсхуте. На севере змейкой вьётся широк…
Читать дальшеРегенсбург. Памятник Дону Хуану Австрийскому (Don Juan de Austria)
Регенсбург. Памятник Дону Хуану Австрийскому (Don Juan de Austria)- история уроженца Регенсбурга, испанского полководца XVI века.
Читать дальше